Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 января 2009 г. N Ф09-10039/08-С1
Дело N А71-6120/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А71-6120/08 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Восточный" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 20.05.2008 N 94-08/56 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 28.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 решение суда отменено. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений Кодекса, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) и Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). По мнению управления, справка о подтверждающих документах является документом, относящимся к формам учета и отчетности по валютным операциям.
Как следует из материалов дела, 24.12.2007 управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований валютного законодательства.
В ходе проверки управлением установлено, что между обществом и ООО "Компания Инста-Про Интэрнейшнл, подразделение компании Трипл "Ф" (США) заключен контракт от 02.08.2007 N 1897-R1/763-KIT/07 на поставку запасных частей сельскохозяйственного оборудования на общую сумму 20 519, 40 долларов США.
В филиале акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество), Удмуртское отделение Сбербанка N 8618 в г. Ижевске, обществом оформлен паспорт сделки N 07080003/1481/1625/2/0.
Во исполнение названного контракта на основании грузовой таможенной декларации N 10405040/180907/0003535 товар 20.09.2007 был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.
Справка о подтверждающих документах по сроку представления до 14.11.2007 обществом представлена в уполномоченный банк только 12.03.2007, т.е. с нарушением установленного срока на 119 календарных дней.
Тем самым, по мнению управления, обществом нарушены нормы Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, Положения N 258-П.
По результатам проверки управлением составлены протокол об административном правонарушении от 05.05.2008 N 784, на основании которого 20.05.2008 вынесено постановление N 94-08/56 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд пришел к выводу о том, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, несвоевременное представление обществом указанной справки в уполномоченный банк не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Вывод апелляционного суда является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
В силу ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет привлечение к административной ответственности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
В спорный период в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не были установлены.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В рассматриваемый период, указанный порядок был установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
Согласно п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации. Также резидентам предписано представлять указанные подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183.
Следовательно, несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 12.03.2008 (по сроку представления 14.11.2007) не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в связи с чем суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление.
Довод управления о том, что к спорным правоотношениям следует применять указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям, судом кассационной инстанции отклоняется.
Данное указание вступило в силу с 27.01.2008, поэтому ответственность за его неисполнение может быть возложена только на лиц, допустивших нарушение указания после указанной даты. Общество к таким лицам не относится.
Иные доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А71-6120/08 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации. Также резидентам предписано представлять указанные подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183.
Следовательно, несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 12.03.2008 (по сроку представления 14.11.2007) не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в связи с чем суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление.
Довод управления о том, что к спорным правоотношениям следует применять указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям, судом кассационной инстанции отклоняется.
Данное указание вступило в силу с 27.01.2008, поэтому ответственность за его неисполнение может быть возложена только на лиц, допустивших нарушение указания после указанной даты. Общество к таким лицам не относится."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2009 г. N Ф09-10039/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника