Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 января 2009 г. N Ф09-10504/08-С1
Дело N А76-7216/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 по делу N А76-7216/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа комитета, содержащегося в извещении от 04.05.2008 N 06/860, в открытии дела об установлении тарифа на услуги предприятия по передаче тепловой энергии в 2009 г.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права, указанных в жалобе, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, предприятие в соответствии с лицензией N 65-ЭТ-001334 (К), срок действия с 30.11.2004 по 30.11.2009, осуществляет деятельность по эксплуатации тепловых сетей: прием, передача, распределение тепловой энергии; техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей. Данная деятельность осуществляется путем оказания услуг по передаче через тепловые сети, находящиеся на балансе предприятия, тепловой энергии от открытого акционерного общества "ТГК-10" (ОАО "УТСК") непосредственно к потребителям (абонентам) г. Челябинска.
Письмом от 30.04.2008 N 698 с приложением документов, указанных в перечне, предприятие обратилось с заявлением в комитет об открытии дела по установлению экономически обоснованного тарифа на услуги предприятия в 2009 г.
Комитет извещением от 04.05.2008 N 06/860 отказал предприятию в открытии дела по установлению указанного тарифа в связи с непредставлением предприятием актов приема-передачи тепловых сетей к договору о закреплении на праве хозяйственного ведения от 23.08.2005 N П-83/102 и соглашений о внесении дополнений и изменений в данный договор.
Считая данный отказ комитета незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из несоответствия данного отказа действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов предприятия.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 указанного Кодекса, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть признано незаконным в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации и вводятся в действие с начала года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. При регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 22.08.2003 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" право ежегодно определять максимальные и предельно минимальные уровни тарифов делегировано федеральному органу исполнительной власти в области государственного регулирования.
На основании п. 2, 3 и п. 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), к регулирующим органам относятся Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Тарифы (размер платы) и (или) их предельные уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, относятся к регулируемым тарифам (ценам). Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Согласно п. 7 Положения о государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477, в функции комитета, в том числе, входит установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п. 8).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент), который определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов, а также принятия решений по указанным вопросам.
В соответствии с п. 18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному п. 10 Правил регулирования тарифов, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 19 Регламента при рассмотрении дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются положения п. 7-10, 13 Регламента.
В соответствии с п. 13 Регламента орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
В силу п. 20 Регламента, в случае, если представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в п. 18, 19 Регламента, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов имеет право возвратить заявителю документы на доработку с письменным указанием -оснований, по которым они возвращаются.
На основании п. 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Единственным основанием для отказа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в открытии дела об установлении тарифов является отсутствие каких-либо материалов либо их части, предусмотренных Регламентом.
Судами на основании материалов дела установлено, что предприятием представлены комиссии с заявлением об установлении экономически обоснованного тарифа все необходимые документы, предусмотренные п. 10 Правил регулирования тарифов и п. 18 Регламента, тогда как необходимость предоставления в регулирующий орган таких документов как акты приема-передачи тепловых сетей к договору о закреплении на праве хозяйственного ведения от 23.08.2005 N П-83/102 и соглашения о внесении изменений в данный договор не установлена ни одним из приведенных положений нормативных актов.
При этом, как правильно указали суды, комитет не воспользовался предоставленным ему правом запросить дополнительные материалы у предприятия, которому надлежит их представить в 2-недельныи срок со дня поступления запроса.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, что обжалуемый отказ комитета противоречит приведенным основаниям и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом исследования судом и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что комитетом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачена не была и ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1000 руб. до рассмотрения дела судом кассационной инстанции, которая ко дню судебного заседания также не уплачена, государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с комитета в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2008 по делу N Ф76-7216/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного комитета " Единый тарифный орган Челябинской области" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Единственным основанием для отказа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в открытии дела об установлении тарифов является отсутствие каких-либо материалов либо их части, предусмотренных Регламентом.
Судами на основании материалов дела установлено, что предприятием представлены комиссии с заявлением об установлении экономически обоснованного тарифа все необходимые документы, предусмотренные п. 10 Правил регулирования тарифов и п. 18 Регламента, тогда как необходимость предоставления в регулирующий орган таких документов как акты приема-передачи тепловых сетей к договору о закреплении на праве хозяйственного ведения от 23.08.2005 N П-83/102 и соглашения о внесении изменений в данный договор не установлена ни одним из приведенных положений нормативных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2009 г. N Ф09-10504/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника