Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 января 2009 г. N Ф09-10247/08-С4
Дело N А47-1668/2008АК-34
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода (далее - налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2008 по делу N А47-1668/2008АК-34 по заявлению налогового органа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - регистрирующий орган), третьи лица - Исянов Фуат Фаткуллович, общество с ограниченной ответственностью "Авель" (далее - общество "Авель"), о признании недействительным решения о государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к регистрирующему органу с заявлением о признании недействительным решения от 17.12.2007 N 18180А о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества "Авель".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исянов Ф.Ф. и общество "Авель".
Решением суда от 27.08.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанное решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поскольку в результате проведенного налоговым органом осмотра помещений установлено отсутствие общества "Авель" по месту его нахождения и, следовательно, представление недостоверных сведений об адресе для государственной регистрации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом на основании решения от 17.12.2007 N 18180А произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "Авель", связанных с изменением места нахождения юридического лица. Новый адрес юридического лица: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская 7. В связи с этим общество "Ликос" снято с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, и документы направлены в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица.
Налоговым органом произведен осмотр помещений, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская 7, и установлено, что общество "Авель" по данному адресу не находится (протокол осмотра от 25.12.2007).
Полагая, что государственная регистрация произведена регистрирующим органом с нарушением закона, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения о государственной регистрации недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия доказательств нарушения требований закона при осуществлении государственной регистрации общества "Авель".
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 932-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации" следует читать как "N 943-I"
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Поскольку доказательства и того и другого в материалах дела отсутствуют, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (ст. 17 названного Федерального закона).
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации.
Регистрирующим органом произведена государственная регистрация изменений в учредительные документы общества "Авель", в соответствии с которыми новым адресом организации является: г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская 7.
Однако сведения о том, что на момент государственной регистрации общество "Авель" по данному адресу не находилось, следовательно, им представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте нахождения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, основания для признания недействительным решения о государственной регистрации у суда отсутствовали.
Все обстоятельства дела судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2008 по делу N А47-1668/2008АК-34 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (ст. 17 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2009 г. N Ф09-10247/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника