Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 января 2009 г. N Ф09-10520/08-С3
Дело N А07-14218/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2008 по делу N А07-14218/08.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Башкирнефтепродукт" (далее - общество, налогоплательщик) - Салихова Г.И. (доверенность от 01.01.2009 N ДОВ/с/7/701/09/БНП), Зинова Н.И. (доверенность от 01.01.2009 N ДОВ/с/7/542/09/юр).
Представители налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в -судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в проведении зачета излишне уплаченных пеней в сумме 20000 руб., и об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные пени.
Решением суда от 29.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция ссылается на то, что решение о зачете N 3883 принято после извещения налогоплательщика о наличии у него задолженности перед бюджетом в сумме, равной сумме пеней, о возврате которых им было заявлено, при отсутствии с его стороны возражений относительно имеющейся суммы задолженности, указанной в уведомлении от 11.07.2008.
Инспекция считает, что суд неправильно применил норму ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сделал ошибочные выводы о том, что давностный срок для взыскания задолженности по налогам и пеням составляет три года, взыскание налогов, сборов, пеней за пределами этого срока невозможно.
По мнению инспекции, зачет излишне уплаченного налога как самостоятельное действие не является способом принудительного взыскания, а лишь перекрывает имеющуюся задолженность переплаченной суммой. Норма ст. 78 Кодекса регламентирует порядок проведения зачета, возврата излишне уплаченных сумм налога, однако в данной норме отсутствуют временные ограничения для совершения данных действий.
Инспекция полагает, что акт сверки не может служит надлежащим доказательством периода возникновения пенеобразующей недоимки; в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить период образования пенеобразующей недоимки, а также расчеты пеней, которые налогоплательщик просит возвратить.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на то, что нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
Налогоплательщик ссылается на то, что исходя из ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, универсальности воли законодателя, изложенной в ст. 113 Кодекса, системного толкования и сравнительного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 1, 2 п. 3 ст. 44, п. 8 ст. 78, абз. 1 ст. 87 Кодекса окончательный срок для взыскания недоимки по налогам и пеням составляет три года с момента образования недоимки. Взыскание недоимки по налогам и пеням за пределами этого срока невозможно.
Общество считает, что инспекция не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, предусмотренных Кодексом, ссылаясь на позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П.
Как полагает общество, судом установлено и материалами дела подтверждается, что задолженность по пеням по налогу на прибыль образовалась до 01.01.2004, о чем свидетельствуют представленные налогоплательщиком в материалы дела баланс расчетов по состоянию на 01.01.2004, 04.07.2004 и акт сверки расчетов N 377 по состоянию на 01.01.2005.
По мнению общества, расшифровка пеней, содержащаяся в письме налогового органа от 11.06.2008 N 09-49/06523, подтверждает факт возникновения недоимки за пределами трехлетнего срока взыскания; законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в адрес налоговых органов возражения либо "контррасчеты" по налогам или пеням вне рамок мероприятий налогового контроля; факты излишней уплаты пеней по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, подтверждаются актом сверки расчетов по состоянию на 01.07.2008 N 1626, имеющимся в материалах дела.
Общество считает, что самостоятельный зачет налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм в счет погашения недоимки является одной из форм принудительного взыскания налоговых платежей, в связи с чем при его проведении должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 45, 46, 69, 70 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом в адрес инспекции 30.06.2008 направлены заявления N 01 - 06 о возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 19600 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 3400 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 2000 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 10000 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 3300 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования, в сумме 4700 руб.
Инспекцией в ответ на заявления налогоплательщика от 30.06.2008 N 03 - 06 направлено извещение от 11.07.2008 N 3883 о проведении зачета излишне уплаченных пеней по единому социальному налогу в счет уплаты задолженности по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому до 01.01.2005 в местный бюджет, в общей сумме 20000 руб. По заявлению от 30.06.2008 N 01 налоговым органом произведен частичный возврат излишне'уплаченных пеней в сумме 12244 руб. 85 коп. Оставшаяся сумма 7355 руб. 15 коп. зачтена в счет задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, числившейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2004. По заявлению от 30.06.2008 N 02 налоговым органом произведен частичный возврат излишне уплаченных пеней в сумме 3005 руб. 86 коп. Оставшаяся сумма 394 руб. 14 коп. зачтена в счет задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, числившейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2004.
Налогоплательщик, считая, что действия инспекции, выразившиеся в проведении зачета излишне уплаченных пеней, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд удовлетворил заявленные требования, исходя из того, что зачет налога произведен инспекцией в счет погашения задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
В силу п. 5 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных данным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
По смыслу п. 3, 9 ст. 46 Кодекса в случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, п. 5 и 7 ст. 78 Кодекса не предполагают, что инспекция вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, предусмотренных Кодексом.
Судом установлены факты наличия у налогоплательщика излишне уплаченных пеней, о возврате которых им поданы заявления, а также утраты инспекцией возможности взыскания в принудительном порядке пеней, в счет которых ею произведен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком пеней.
При таких обстоятельствах суд сделал выводы о незаконности действий инспекции и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы, сделанные судом.
Поскольку доказательств принятия мер по принудительному взысканию недоимки, за несвоевременную уплату которой начислены пени, в том числе, в судебном порядке, инспекцией не представлено, зачет излишне уплаченных сумм произведен налоговым органом в счет погашения задолженности общества по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена, суд пришел к правильному выводу о неправомерности произведенного инспекцией зачета.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.10.2008 по делу N А07-14218/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан -без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
По смыслу п. 3, 9 ст. 46 Кодекса в случае пропуска срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, п. 5 и 7 ст. 78 Кодекса не предполагают, что инспекция вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, предусмотренных Кодексом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2009 г. N Ф09-10520/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника