Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 января 2009 г. N Ф09-10542/08-С6
Дело N А50-8317/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2008 по делу N А50-8317/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Крафт Лайн" (далее - общество "Крафт Лайн") - Чистяков А.Ю. (доверенность от 12.01.2009 N 3), Шур М.М. (доверенность от 12.01.2009 N 2).
Общество "Крафт Лайн" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента в расчете выкупной стоимости земельного участка площадью 77692,12 кв.м с кадастровым номером 59:01:3510310:0069, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, д. 1, изложенного в письме от 06.06.2008; обязании департамента заключить с заявителем договор купли-продажи названного земельного участка по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 году, т.е. по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв.м площади, всего за 2457168 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Отказ департамента в расчета выкупной стоимости земельного участка площадью 77692,12 кв.м с кадастровым номером 59:01:3510310:0069, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, д. 1, изложенный в письме от 06.06.2008, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. На департамент возложена обязанность заключить с обществом "Крафт Лайн" договор купли-продажи указанного земельного участка по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 году, то есть по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв.м площади, всего за 2457168 руб. 68 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неприменение судами подлежащих применению п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на момент обращения общества "Крафт Лайн" в департамент земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, его кадастровая стоимость не была определена, а поскольку департамент не имеет полномочий самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость, у него отсутствовала возможность направить обществу "Крафт Лайн" проект договора купли-продажи, содержащий все существенные условия.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Крафт Лайн" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 19.11.2007 общество "Крафт Лайн" обратилось в Управление земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 77692,12 кв.м, находящегося по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, д. 1, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости.
Управлением земельных отношений администрации г. Перми издан приказ от 25.12.2007 N 2865-з о предоставлении обществу "Крафт Лайн" в собственность за плату указанного земельного участка.
По результатам государственного кадастрового учета земельному участку площадью 77692,12 кв.м присвоен кадастровый номер 59:01:3510310:0069.
Общество "Крафт Лайн" 27.05.2008 обратилось в Управление земельных отношений администрации г. Перми с просьбой о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка, рассчитав выкупную цену данного земельного участка с учетом его кадастровой стоимости по состоянию на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
В письме от 06.06.2008 департамент (правопреемник Управления земельных отношений администрации г. Перми) отказал в выкупе земельного участка по цене 2007 года, так как вновь сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2008 году.
Общество "Крафт Лайн", полагая, что отказ департамента в выкупе земельного участка по цене 2007 года, изложенный в названном письме, противоречит положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение от 25.12.2007 о предоставлении земельного участка в собственность было принято департаментом с нарушением двухнедельного срока, установленного п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что не позволило заявителю обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет в 2007 году.
Указав, что обязанность по соблюдению срока принятия решения о предоставлении земельного участка возложена на орган местного самоуправления, суд первой инстанции признал правомерным довод общества "Крафт Лайн" о наличии у него права производить расчет выкупной стоимости земельного участка по цене, существующей на дату подачи заявления, т.е. в 2007 году.
Суд апелляционной инстанции поддержал данные выводы суда первой инстанции, указав следующее.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, принимается во внимание необходимость обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли- продажи (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с этим выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления, соответствующего требованиям закона.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 названного Кодекса).
В соответствии с п. 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного заявления готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
Судами при рассмотрении спора установлено, что к заявлению общества "Крафт Лайн" от 19.11.2007 о предоставлении в собственность спорного земельного участка был приложен кадастровый план единого землепользования, ранее арендованного заявителем, который содержал сведения об обособленном земельном участке площадью 77962,12 кв.м.
С учетом этого суды признали, что к моменту принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность общества "Крафт Лайн" у департамента на основании заявления общества имелись необходимые сведения для расчета выкупной стоимости участка. Ссылки на невозможность такого расчета, положенные в основу оспариваемого отказа, департаментом не доказаны (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что выкупная стоимость земельного участка должна быть установлена по цене, существовавшей на момент подачи заявления о предоставлении участка в собственность, соответствуют материалам дела и не противоречат нормам земельного законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.12.2008 департаменту предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в размере 1000 руб. до окончания кассационного производства, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя на основании подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2008 по делу N А50-8317/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного заявления готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2009 г. N Ф09-10542/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника