Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 января 2009 г. N Ф09-10695/08-С1
Дело N А47-4053/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Государственного учреждения "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (далее - ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2008 по делу N А47-4053/08.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (далее - общество, заявитель) - Пархоменко А.Г. (доверенность от 22.12.2008 N 22), Гафиятова Л.М. (доверенность от 22.12.2008 N 21).
Представители ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" от 03.06.2008 N 13 о назначении наказания за административное правонарушение, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2008 заявленное требование удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии у ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" полномочий по осуществлению экологического контроля в отношении общества.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 13.05.2008 по 27.05.2008 государственным инспектором по охране природы по Красногвардейскому району Оренбургской области совместно с прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения обществом на ЦДНР N 2, в состав которого входят Ибряевское, Графское, Кристальное месторождения в Красногвардейском районе Оренбургской области, требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и иного федерального законодательства, в ходе которой было установлено, что обществом не выполняются требования природоохранного законодательства.
Указанные обстоятельства отражены в акте экологического контроля от 27.05.2008 N 12, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.05.2008, на основании которых ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" 03.06.2008 вынесло постановление N 13 о назначении наказания за административное правонарушение, согласно которому общество признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 50000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что у ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" отсутствуют полномочия по осуществлению экологического контроля в отношении общества, относящегося к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Статьей 8.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 65 Закона N 7-ФЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с названным Законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 7-ФЗ выделяет государственный экологический контроль двух уровней - федеральный и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (далее - Перечень).
Согласно п. 2 Перечня федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, имеющие более 500 т годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (подп. "в"); объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды (подп. "Д").
Судом установлено и из материалов дела следует, что обществом получено разрешение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.03.2008 N 118. Согласно справки от 10.06.2008 N 63-28/э (в соответствии с разрешением) объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целом по обществу составляет 10719,464 т на 2008 г. В соответствии с Приложением N 17 к разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Ибряевскому месторождению Красногвардейского района составляет 838,8243 тонн в год; в соответствии с Приложением N 18 к разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Графскому месторождению Красногвардейского района составляет 605,0717 тонн в год; в соответствии с Приложением N 19 к разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Кристальному месторождению Красногвардейского района составляет 592,7283 тонны в год.
При таких обстоятельствах, как правильно отметил суд первой инстанции, заявитель подтвердил факт превышения уровня выбросов 500 т в год не только по обществу в целом, но и по каждому отдельно взятому месторождению, на котором проводилась проверка, в связи с чем по параметру выбросов вредных (загрязняющих) веществ в силу подп. "в" п. 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, объекты общества подлежат федеральному экологическому контролю.
На основе представленных обществом доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом также установлено, что объекты общества подлежат федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с подп. "д" п. 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 N 2531/452- 111-03 "Об охране окружающей среды" ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (указ главы администрации Оренбургской области от 10.06.2003) является уполномоченным губернатором Оренбургской области государственным учреждением, осуществляющим областной государственный экологический контроль на территории Оренбургской области. Областной экологический контроль осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, не подлежащих государственному экологическому контролю.
В п. 4 Перечня должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль в Оренбургской области, утвержденного постановлением администрации Оренбургской области от 20.05.2003 N 91-п, то есть областной экологический контроль, названы государственные инспекторы Оренбургской области по охране природы.
Указом губернатора Оренбургской области от 19.12.2006 N 204-ук утвержден устав ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (далее - Устав). Согласно п. 4, 5 данного Устава учредителем ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" является Правительство Оренбургской области в лице комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Оренбургской области, ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" подотчетно комитету - органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. "а" п. 12 раздела III Устава ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляет региональный контроль и надзор за охраной водных объектов, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю.
Подпунктом "в" п. 12 Устава предусмотрено, что ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" контролирует в установленном федеральным законодательством порядке осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Государственные инспекторы по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей имеют право посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (п. 17 раздела IV Устава).
Судом также установлено, что в соответствии с п. 1 и п. 5.3.1.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, федеральный государственный экологический контроль осуществляла (на момент проверки) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль) является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" в лице государственного инспектора по охране природы по Красногвардейскому району Оренбургской области приняло оспариваемое постановление с превышением своих полномочий, что в силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для признания постановления ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" от 03.06.2008 N 13 незаконным и его отмены.
Доводы ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела по существу. Кроме того, указанные доводы сводятся к переоценке представленных доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2008 по делу N А47-4053/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственные инспекторы по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей имеют право посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (п. 17 раздела IV Устава).
Судом также установлено, что в соответствии с п. 1 и п. 5.3.1.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, федеральный государственный экологический контроль осуществляла (на момент проверки) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль) является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2009 г. N Ф09-10695/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника