Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 января 2009 г. N Ф09-10676/08-С3
Дело N А47-4943/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2009 г. N 2411/09
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2009 г. N 2411/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу N А47-4943/08 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Керамзит Экспорт" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в применении им упрощенной системы налогообложения, и в уведомлении об утрате права применения УСН от 25.06.2008 N 07-29/8050.
Решением суда от 23.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное постановление суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, размер коэффициента-дефлятора на 2007 год определен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год, поэтому величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году равна 24820000 руб.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2007 год, согласно которой сумма полученных налогоплательщиком доходов составила 27051338 руб.
Инспекция направила в адрес общества уведомление от 25.06.2008 N 07-29/8050 с сообщением о невозможности применять УСН, так как в нарушение ст. 346.12, 346.13, 346.15, 346.25 Кодекса, налогоплательщиком допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение УСН.
Общество, полагая, что требование инспекции от 25.06.2008 N 07-29/8050 не соответствует действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что налогоплательщиком по итогам 2007 года допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение УСН. При этом суд руководствовался тем, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год, в связи с чем в 2007 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения, составляет 24 820 000 руб. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия инспекции, выразившиеся в уведомлении налогоплательщика об утрате им права на применение УСН, являются правомерными.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что поскольку величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент текущего календарного года, который учитывает изменение цен за предыдущий год на товары, а также на коэффициенты, установленные ранее, величина предельного размера доходов в данном случае составляет 28096240 руб.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно п. 4 ст. 346.13 Кодекса (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20000000 руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 346.12 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 346.12 Кодекса величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в "Российской газете" согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
Во исполнение указанного распоряжения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации приказами от 03.11.2005 N 284, от 03.11.2006 N 360 установлены коэффициенты-дефляторы на 2006, 2007 гг., необходимые в целях применения гл. 26.2 Кодекса, в размерах 1,132 и 1,241 соответственно.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснило, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 х 1,132), в связи с чем величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году, равна 24820000 руб. (20000000 руб. х 1,241).
В силу п. 1 ст. 4 Кодекса полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Таким органом является Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 34.2 Кодекса.
Налоговые органы в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснение относительно величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения, не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах.
Поскольку сумма полученного налогоплательщиком дохода за 2007 год составила 27051338 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налогоплательщиком по итогам 2007 года допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения, равной 24820000 руб. С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что величина предельного размера доходов в данном случае составляет 28096240 руб. является ошибочным.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В силу ч. 1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку инспекции в соответствии с положениями п. 2 ст. 333.22 Кодекса была представлена отсрочка по уплате государственной пошлины и кассационная жалоба инспекции удовлетворена, государственная пошлина в сумме 1000 руб. в силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 12 ст. 333.21 Кодекса подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Керамзит Экспорт" в доход федерального бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 по делу N А47-4943/08 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2008 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Керамзит Экспорт" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 4 Кодекса полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Таким органом является Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 34.2 Кодекса.
Налоговые органы в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснение относительно величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения, не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 января 2009 г. N Ф09-10676/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника