Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 февраля 2009 г. N Ф09-135/09-С2
Дело N А50П-834/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2009 г. N 5511/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2009 г. N 5511/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Казначейство) на решение Арбитражного суда Пермского края - постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре от 03.09.2008 по делу N А50П-834/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юсьвинском районе Пермского края (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края - постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре с заявлением о признании незаконными действий Казначейства, выразившихся в отказе принять к исполнению постановление от 31.01.2008 N 28.
Решением суда от 03.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Казначейство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, отмечая при этом, что исполнение указанного постановления не предусмотрено гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и выходит за пределы предоставленных Казначейству законом полномочий.
Проверив законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что основания для их отмены отсутствуют.
Как следует из материалов дела, Управлением вынесено постановление от 31.01.2008 N 28 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Администрации Купросского сельского поселения (далее - должник).
Указанное постановление направлено для исполнения в Отдел судебных приставов по Юсьвинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
В ходе исполнения судебным приставом-исполнителем Боталовой М.В. установлено, что в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях должник счетов не имеет, в связи с чем 06.06.2008 исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен Управлению.
Управление 02.07.2008 направило в Казначейство постановление о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Кодекса.
Казначейство письмом от 07.07.2008 N 03-04/416 возвратило постановление Управлению без исполнения, сославшись на то, что исполнение требований судебных актов органами Федерального казначейства производится на основании исполнительных документов, которыми признаются исполнительный лист и судебный приказ.
Считая отказ Казначейства принять к исполнению направленное постановление незаконным, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление, отметив, что указанное постановление является исполнительным документом, подлежащим исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов, а действия Казначейства, выразившиеся в возврате данного постановления без исполнения, являются незаконными.
Данный вывод является правильным.
В силу ст. 25 Федерального закона от 15.02.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон. N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует читать как 15 декабря 2001 г.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений для бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу ст. 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст. 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (с учетом того, что нормы законодательства, устанавливающие порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Кодекса.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой Управлением во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент совершения Казначейством оспариваемого действия у должника отсутствовали денежные средства, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно, но открыт лицевой счет получателя средств бюджета.
Таким образом, основания для возврата без исполнения вышеуказанного постановления Управления у Казначейства отсутствовали.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края - постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре от 03.09.2008 по делу N А50П-834/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных ст. 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (с учетом того, что нормы законодательства, устанавливающие порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-135/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника