Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 февраля 2009 г. N Ф09-81/09-С3
Дело N А60-10370/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2009 г. N 6343/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по делу N А60-10370/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Мочалов Е.С. (доверенность от 02.02.2009 N 05-13/2847); Гордиенко Е.Н. (доверенность от 20.01.2009 N 05-13/1341).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Уралспецстрой" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления инспекции от 23.01.2008 N 4 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 04.08.2008 (резолютивная часть решения объявлена 30.07.2008) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 (резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также на несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, сам по себе факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с заявлением о возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в порядке, предусмотренном ст. 176 Кодекса, не является безусловным основанием для возмещения (зачета, возврата) заявленной в декларации суммы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, неисполнение обществом требований от 10.10.2007 N 50227, от 31.10.2007 N 51421 об уплате налога явилось причиной принятия инспекцией решений от 07.11.2007 N 6106, от 30.11.2007 N 6387 о взыскании налога, сбора и пеней за счет средств налогоплательщика на счетах в банках.
В связи с недостаточностью денежных средств инспекцией принято решение от 23.01.2008 N 4 и вынесено постановление от 23.01.2008 N 4 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Основанием для применения мер принудительного взыскания налога послужила неуплата обществом в установленные сроки НДС по декларациям за август, сентябрь 2007 г. и уточненным декларациям за май, июль 2007 г.
Полагая, что вынесенное инспекцией постановление нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у общества недоимки по НДС.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с п. 4 ст. 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода.
Согласно п. 5 ст. 174 Кодекса по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС. Таким образом, плательщик названного налога должен исчислять общую сумму НДС и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Следовательно, плательщик налога на добавленную стоимость обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в том налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация.
В соответствии с п. 1 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику (путем зачета или возврата).
В силу положений ст. 176 Кодекса возврат соответствующих сумм налога производится по письменному заявлению налогоплательщика.
На основании абз. 2 п. 3 ст. 176 Кодекса налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета не позднее двух недель после окончания срока, указанного в абз. 1 этого же пункта ст. 176 Кодекса (не позднее трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом), и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 176 Кодекса возврат сумм налога осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 176 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 176 Кодекса решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В силу п. 10 ст. 176 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обществом в инспекцию представлены уточненная декларация по НДС за октябрь 2007 г. и декларация по НДС за ноябрь 2007 г., согласно которым к возмещению заявлена общая сумма 2038724 руб. При этом судами установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по декларациям за август, сентябрь 2007 г. и уточненным декларациям за май, июль 2007 г. не превысила сумму налога, заявленного к возмещению.
Поскольку задолженность по НДС у общества перед бюджетом отсутствовала, суды правомерно признали оспариваемое постановление инспекции недействительным.
При рассмотрении дела арбитражными судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по делу N А60-10370/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 176 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 176 Кодекса решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
...
В силу п. 10 ст. 176 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф09-81/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника