Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 февраля 2009 г. N Ф09-15/09-С4
Дело N А60-11055/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2008 по делу N А60-11055/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по тому же делу по заявлению Кривых Алексея Георгиевича о признании недействительным решения государственного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Инспекции - Прищепова Т.В. (доверенность от 30.12.2008 N 04-13/52911).
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кривых А.Г. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 31.01.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Регионстрой" (далее - общество "Регионстрой"), создаваемого путем реорганизации.
Решением суда от 28.08.2008 требования заявителя удовлетворены. Решение Инспекции от 31.01.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "Регионстрой" признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права. По мнению заявителя, обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, могут только лица, указанные в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, а именно: один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц. Поскольку Кривых А.Г. соответствующими полномочиями не обладает, подписанное им заявление считается непредставленным и, соответственно, отказ Инспекции от регистрации правомерен.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, 26.12.2006 совместным общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное предприятие "Зевсстрой" и общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Регионпромсервис" принято решение о создании путем слияния названных юридических лиц общества "Регионстрой", утвержден устав созданного общества, его генеральным директором избран Кривых А.Г. В этот же день юридическими лицами, участвующими в слиянии, подписан договор о слиянии. Согласно названных документов участниками общества "Регион-строй" являются негосударственное учреждение "Художественная студия "Лира" и негосударственное учреждение "Общественный музыкальный центр".
25.01.2008 Кривых А.Г. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица общества "Регионстрой", создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
Решением Инспекции от 31.01.2008 в государственной регистрации юридического лица отказано. Отказ мотивирован тем, что заявление подано неуполномоченным лицом, не являющимся одним из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации, либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным, Кривых А.Г. обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено.
Перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно указанной норме в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданного путем реорганизации юридического лица соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Наряду с уставом учредительным документом общества, создаваемого в результате слияния, является договор о слиянии, подписанный всеми участниками создаваемого общества (п. 3 ст. 52 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью")
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В силу указанной нормы правом представлять в регистрирующий орган документы от имени юридического лица с целью его регистрации при создании (в том числе путем реорганизации) наделены руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель (учредители) юридического лица либо руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
Из материалов дела видно, что решением совместного общего собрания учредителей юридических лиц, участвующих в слиянии, от 26.12.2006 генеральным директором общества "Регионстрой" избран Кривых А.Г. В соответствии с договором о слиянии от 26.12.2006 генеральный директор общества "Регионстрой" действует от имени общества без доверенности.
Таким образом, суждение судов о том, что поскольку Кривых А.Г. является руководителем постоянно действующего исполнительного органа (генеральным директором) регистрируемого юридического лица - общества "Регионстрой", он является уполномоченным заявителем при регистрации общества "Регионстрой" правомерно, соответствует положениям закона и материалам дела.
Документы, подтверждающие полномочия Кривых А.Г., были представлены им в регистрирующий орган вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица общества "Регионстрой" в связи с подачей заявления неуполномоченным лицом у Инспекции не имелось, и правомерно удовлетворили требование Кривых А.Г. о признании оспариваемого решения Инспекции от 31.01.2008 недействительным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, согласно которым обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, могут только руководители постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц, судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии со ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, арбитражный суд принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку положения указанных Методических разъяснений Федеральной налоговой службы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", они правомерно не приняты судами во внимание при рассмотрении данного дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 28.08.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.11.2008 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя. В связи с тем, что заявителем при подаче кассационной жалобы не представлено документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, она подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2008 по делу N А60-11055/2008-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, согласно которым обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, могут только руководители постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц, судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии со ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
...
Поскольку положения указанных Методических разъяснений Федеральной налоговой службы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", они правомерно не приняты судами во внимание при рассмотрении данного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2009 г. N Ф09-15/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника