Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 февраля 2009 г. N Ф09-77/09-С4
Дело N А34-4699/2007
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 2009 г. N 6441/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 мая 2009 г. N 6441/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2007 г. N Ф09-4988/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Шадринска на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А34-4699/2007 Арбитражного суда Курганской области по иску администрации г. Шадринска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации, с участием в деле третьих лиц, о взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Шадринска - Андреева О.Е. (доверенность от 04.12.2007 N 4-648), Черных С.К. (доверенность от 26.05.2008 N 4-345);
Министерства финансов Российской Федерации - Дудка А.В. (доверенность от 19.01.2009 зарегистрирована в реестре за N 1-146).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Администрация г. Шадринска обратилась в Арбитражный суд Курганской области к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации с иском о взыскании солидарно убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, в сумме 8 658 200 руб. (с учетом уточнения).
Определениями суда от 29.10.2007, 11.02.2008, 27.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Территориальное управление Росимущества по Курганской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Определением суда от 31.07.2008 производство по делу в части требований к Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации прекращено в связи с тем, что она не является юридическим лицом.
Решением суда от 31.07.2008 иск удовлетворен частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации г. Шадринска взыскано 7 807 200 руб. убытков. В остальной части иска и в иске к Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа о солидарном взыскании убытков отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 решение в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации г. Шадринска 7 807 200 руб. убытков отменено. В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Шадринска просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности к спорным правоотношениям платежных поручений о возмещении убытков на общую сумму 8 185 000 руб. по принятому жилищному фонду, представленных Министерством финансов Российской Федерации суду апелляционной инстанции. Вывод суда о неподтверждении фактически произведенных затрат на содержание жилых домов также является необоснованным, так как финансирование расходов производится на основании актов приема-передачи с приложением необходимых расчетов.
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в отзывах на кассационную жалобу просят оставить постановление без изменения, поскольку обязанность по финансированию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в ведение местных органов исполнительной власти, в 2005 - 2007 гг. исполнялась Министерством финансов Российской Федерации надлежащим образом.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" принято постановление администрации г. Шадринска от 09.08.2004 N 610 "О приеме-передаче в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в государственной собственности Министерства обороны РФ ГУ "Шадринская КЭЧ".
В муниципальную собственность согласно постановлению принят жилищный фонд общей полезной площадью 112 250 кв.м.
В октябре - ноябре 2004 г. жилищный фонд, состоящий из объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Шадринской квартирно-эксплуатационной части, передан в хозяйственное ведение муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Шадринска по актам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 N 1325-р принято предложение Шадринской городской Думы и Минэкономразвития, согласованное с Минобороны России и администрацией Курганской области, о передаче в собственность муниципального образования г. Шадринск находящихся в федеральной собственности объектов Шадринской квартирно-эксплуатационной части согласно приложению.
Шадринская квартирно-эксплуатационная часть и администрация г. Шадринска подписали договор от 12.08.2004 о приеме-передаче в муниципальную собственность г. Шадринска, совместном финансировании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства федеральной собственности Министерства обороны Российской Федерации Шадринской квартирно-эксплуатационной части. По этому договору Шадринская квартирно-эксплуатационная часть обязалась возместить денежные средства в размере 8182,4 тыс. руб. до 31.12.2004 в счет своей доли согласно расчету затрат (приложение N 1 к договору) для финансирования совместного содержания жилищного фонда.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Шадринской квартирно-эксплуатационной частью предусмотренных договором от 12.08.2004 обязательств по совместному финансированию, администрация г. Шадринска обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Управления Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части убытков солидарно.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что Шадринская квартирно-эксплуатационная часть не являлась на момент заключения договора от 12.08.2004 юридическим лицом (решение Арбитражного суда Курганской области от 20.12.2006 по делу N А34-6818/2006), договор ничтожен. Руководствуясь ст. 15, 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд установил, что администрация г. Шадринска понесла реальные ущерб в результате невыполнения Министерством финансов Российской Федерации обязанности по выделению бюджету Курганской области дотаций на содержание переданного в муниципальную собственность жилищного фонда.
Отменив решение в этой части и отказав в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности факта причинения истцу убытков и противоправного поведения ответчика.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Необходимыми условиями применения гражданско-правовой
ответственности в виде взыскания убытков являются наступление вреда и противоправное поведение причинителя вреда.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено надлежащее исполнение Министерством финансов Российской Федерации в 2005 - 2007 гг. обязанности по финансированию переданных в ведение местных органов исполнительной власти объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В 2005 г. бюджету Курганской области из федерального бюджета было выделено на возмещение убытков от содержания указанных объектов 63 957 000 руб., в 2006 г. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации -3 639 145 200 руб., в 2007 г. - 4 960 909 100 руб.
Платежными поручениями от 07.02.2005 N 821, от 25.04.2005 N 690, от 12.07.2005 N 344, от 16.11.2005 N 282 Управлением Федерального казначейства по Курганской области перечислено Финансовому отделу администрации г. Шадринска дотаций на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на общую сумму 8 185 000 руб.
Судом также правильно установлено отсутствие в материалах дела доказательств того, что в 2004 - 2005 гг. истец понес затраты на содержание жилищного фонда, полученного от Шадринской квартирно-эксплуатационной части.
Поскольку в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией г. Шадринска не представлено доказательств наступления вреда и противоправного поведения ответчиков, суд апелляционной инстанции правомерно отказал во взыскании убытков.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N A34-4699/2007 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Шадринска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что Шадринская квартирно-эксплуатационная часть не являлась на момент заключения договора от 12.08.2004 юридическим лицом (решение Арбитражного суда Курганской области от 20.12.2006 по делу N А34-6818/2006), договор ничтожен. Руководствуясь ст. 15, 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд установил, что администрация г. Шадринска понесла реальные ущерб в результате невыполнения Министерством финансов Российской Федерации обязанности по выделению бюджету Курганской области дотаций на содержание переданного в муниципальную собственность жилищного фонда.
...
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N A34-4699/2007 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Шадринска - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2009 г. N Ф09-77/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника