Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 февраля 2009 г. N Ф09-128/09-С4
Дело N А47-991/2008-10ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее - ИФНС по г. Орску, инспекция) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А47-991/2008-10ГК Арбитражного суда Оренбургской области по иску ИФНС по г. Орску к обществу с ограниченной ответственностью "Игра" (далее - ООО "Игра", общество), Савченкову Александру Александровичу о ликвидации общества.
В судебном заседании принял участие представитель ИФНС по г. Орску - Тряпицын М.В. (доверенность от 11.01.2009 N 05-13/1783).
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
ИФНС по г. Орску обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к ООО "Игра", Савченкову А.А. с иском о ликвидации общества в связи с грубым нарушением законодательства в сфере регулирования игорного бизнеса.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил исковые требования и просил прекратить деятельность ООО "Игра" в области игорного бизнеса с возложением обязанности по прекращению деятельности на Савченкова А.А.
Решением суда от 31.07.2008 исковые требования инспекции удовлетворены, деятельность общества прекращена, обязанности по ее прекращению возложены на Савченкова А.А.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 решение суда отменено. В удовлетворении иска отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. По мнению инспекции, она вправе обращаться в суд с иском о прекращении деятельности юридического лица в области игорного бизнеса в случае выявления нарушений закона юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Игра" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.05.2000. В соответствии с п. 1.4 устава общества основным видом деятельности юридического лица является организация предприятий игорного бизнеса. Помимо основного вида деятельности общество осуществляет и другие виды деятельности.
ИФНС по г. Орску 1 - 2 ноября 2007 г. провела проверку игорных заведений общества, расположенных в г. Орске, в ходе которой установила, что ООО "Игра" нарушает требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
По результатам проверки 27.11.2007 инспекция составила акты, в которых отразила выявленные нарушения Закона.
В частности в акте указано следующее. В нарушение п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона площадь зоны обслуживания каждого из игорных заведений составляет менее 100 кв.м; в нарушение п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона автоматов в каждом из заведений было менее 50; в служебной зоне игорных заведений в нарушение Закона отсутствуют зона отдыха работников, помещение для организации службы безопасности; в нарушение ч. 2 ст. 8 Закона не размещен текст Закона об организации азартных игр, правила азартных игр и правила посещения игорного заведения; при проведении проверки сотрудниками игорных заведений не представлены документы о принадлежности игровых автоматов и о проверке возможности внесения изменений технически заложенного процента выигрыша, что противоречит п. 10 ч. 2 ст. 16 Закона.
По итогам проверки 28.11.2007 обществу вынесено предписание о прекращении деятельности указанных игорных заведений.
При повторной проверке 12-14 декабря 2007 г. инспекция установила, что деятельность игорных заведений обществом не прекращена, в связи с чем инспектором Ковалевым Д.М. составлен протокол об административном правонарушении.
Посчитав, что указанные нарушения Закона являются основанием для предъявления иска о прекращении деятельности общества в сфере игорного бизнеса, инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ИФНС по г. Орску полномочий на обращение в суд с иском о прекращении деятельности общества в сфере игорного бизнеса и наличия в деятельности ООО "Игра" нарушения требований Закона, которые ответчиками на момент рассмотрения спора не устранены.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующим законодательством инспекция не наделена полномочиями на обращение в суд с иском о прекращении отдельных видов деятельности юридического лица, в том числе деятельности в сфере игорного бизнеса.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральной налоговой службе предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации".
Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к мерам, принимаемым должностными лицами органов государственного контроля (надзора) по фактам выявленных ими нарушений, относятся меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
В силу п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах" инспекции предоставлено право на обращение в суд с исками о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь указанными основаниями, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере игорного бизнеса, предоставленные Федеральной налоговой службе Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, сами по себе не дают ей права на обращение в суд с иском о прекращении деятельности общества по организации игорного бизнеса в случае выявления нарушения им законодательства в указанной сфере.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в силу п. 2 и 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации инспекции предоставлено право на обращение в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку право инспекции на обращение в арбитражный суд с иском о прекращении деятельности юридического лица в сфере игорного бизнеса действующим законодательством не предусмотрено, суд апелляционной инстанции правильно отказал в удовлетворении иска.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции изменению (отмене) не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А47-991/2008-10ГК Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к мерам, принимаемым должностными лицами органов государственного контроля (надзора) по фактам выявленных ими нарушений, относятся меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
В силу п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах" инспекции предоставлено право на обращение в суд с исками о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
...
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в силу п. 2 и 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации инспекции предоставлено право на обращение в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 февраля 2009 г. N Ф09-128/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника