Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 февраля 2009 г. N Ф09-235/09-С6
Дело N А60-17154/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2008 по делу N А60-17154/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Поташова Е.Е. (доверенность от 23.12.2008 N 08-16/496);
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (далее - министерство) - Пьянков В.В. (доверенность от 14.01.2009 N 03-02-07/72-3).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Красноуфимского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области от 16.06.2008 N 05/035/2008-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением суда от 29.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Главсредуралстрой" (далее - общество "УК "Главсредуралстрой").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2008 заявленные требования удовлетворены. Решение управления от 16.06.2008 N 05/035/2008-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признано недействительным. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрации государственного контракта от 07.04.2008 N 84.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ. Заявитель полагает, что министерство не может выступать стороной по договору об участии в долевом строительстве, поскольку в соответствии с п. 15 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 08.04.2008 N 295-ПП, имущество, приобретенное министерством по договорам или иным основаниям, поступает в оперативное управление министерства. Данное обстоятельство не соответствует п. 1 ст. 1 названного Закона, предусматривающего возникновение у стороны по договору о долевом участии в строительстве права собственности на данный объект.
В отзыве на кассационную жалобу министерство возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.04.2008 между министерством (государственный заказчик - участник долевого строительства) и обществом "УК "Главсредуралстрой" (застройщик) заключен государственный контракт N 84 на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предметом которого является участие в долевом строительстве 4 жилых помещений общей площадью 138,88 кв.м для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Манчажская, д. 346, и передача указанных жилых помещений в государственную казну Свердловской области после получения разрешения на ввод в эксплуатацию всего многоквартирного жилого дома (л.д. 14-18).
В соответствии с п. 1.2 государственного контракта от 07.04.2008 застройщик принимает на себя обязательства по безусловному выполнению условий данного контракта по строительству указанных жилых помещений, а государственный заказчик - участник долевого строительства обязуется оплатить за счет средств областного бюджета строительство жилых помещений для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 4.2.5 названного контракта застройщик совместно с государственным заказчиком - участником долевого строительства обязан осуществить действия по государственной регистрации контракта.
Управлением 16.06.2008 обществу "УК "Главсредуралстрой" отказано в государственной регистрации данного государственного контракта со ссылкой на абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 19-20).
Министерство, считая, что отказ в государственной регистрации указанного государственного контракта не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение, действия (бездействие) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Частью 3 ст. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что договор об участии в долевом строительстве подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказывая в государственной регистрации государственного контракта от 07.04.2008, управление указало на то, что министерство не может являться участником долевого строительства, так как в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" действие названного Закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" действие названного Закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" данный Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Как установлено судами, согласно п. 1.1, 4.1.3, 4.2.4 государственного контракта от 07.04.2008, п. 7 Порядка обеспечения в 2008 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 21.05.2008 N 479-ПП, жилые помещения, приобретенные в соответствии с названным государственным контрактом, передаются в казну Свердловской области, после чего в установленном порядке распределяются среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с передачей в муниципальную собственность. При этом возникновение у министерства права оперативного управления на жилые помещения, приобретаемые в соответствии с государственным контрактом, данным контрактом не предполагается.
На основании установленных обстоятельств дела суды, руководствуясь ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона Свердловской области от 24.12.1996 N 58-03 "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области", п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 08.04.2008 N 295-ПП, а также с учетом того, что положениями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено участие в долевом строительстве юридических лиц, пришли к правомерному выводу о том, что министерство, действующее при заключении государственного контракта с целью реализации социальных программ и без цели извлечения прибыли, вправе выступать в отношениях по долевому строительству жилья как участник долевого строительства, и что управлением не доказано несоответствие представленного на государственную регистрацию государственного контракта от 07.04.2008 требованиям закона, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в его регистрации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всестороннее, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2008 по делу N А60-17154/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании установленных обстоятельств дела суды, руководствуясь ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона Свердловской области от 24.12.1996 N 58-03 "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области", п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 08.04.2008 N 295-ПП, а также с учетом того, что положениями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено участие в долевом строительстве юридических лиц, пришли к правомерному выводу о том, что министерство, действующее при заключении государственного контракта с целью реализации социальных программ и без цели извлечения прибыли, вправе выступать в отношениях по долевому строительству жилья как участник долевого строительства, и что управлением не доказано несоответствие представленного на государственную регистрацию государственного контракта от 07.04.2008 требованиям закона, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в его регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2009 г. N Ф09-235/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника