Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 февраля 2009 г. N Ф09-280/09-С1
Дело N А47-5315/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С. Брокер - Урал" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.09.2008 по делу N А47-5315/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Горбунов С.С. (доверенность от 22.12.2008 N 155);
Оренбургской таможни (далее - таможня) - Низамаев К.Р. (доверенность от 31.12.2008 N 10-51/198).
Ходатайство представителя общества о предоставлении возможности для дополнительного ознакомления с материалами дела удовлетворено. В судебном заседании объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 10.02.2009. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и при участии указанных представителей сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2008 таможни N 10409000-226/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.09.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенного кодекса Российской Федерации, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, обществом была подана в таможню грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10409100/140208/0000919 на партию товара (лук репчатый, редька свежая, гранаты свежие), пришедшего в адрес получателя Абдуллоева Ф.Ф. (г. Магнитогорск, ул. Советская, д. 149 кв. 78), в вагоне N 28323996 по ТТН N 309895 по транзитной декларации N 10409120/130208/0000580, отправитель Додоев Б.А. (Республика Таджикистан, г. Истарашван, к. Макхалла Яси).
Таможней 14.02.2008 проведен досмотр железнодорожного вагона N 28323996, в ходе которого выявлено, что количество товара не соответствует заявленному в ГТД, а именно превышены весовые характеристики по отношению к заявленным в ГТД по товарам: редька свежая вес брутто/нетто 2054кг/2048кг.
По результатам досмотра таможней составлен акт таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств N 10409100/150208/000026.
По протоколу изъятия вещей и документов от 15.02.2008 незаявленный товар - редька свежая в полипропиленовых мешках, вес брутто/нетто товара -2054 кг/2048 кг., количество мест - 107, помещено на хранение в закрытом помещении на территории Орского таможенного поста таможни, расположенного по адресу: г. Орск, ул. Молодежная, 6А.
По выявленному факту таможней вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.02.2008 N 10409000-226/2008, для определения стоимости товара (редька свежая) указанным определением назначена товароведческая и подкарантинная экспертизы.
Таможней 14.03.2008 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого вынесено постановление от 26.03.2008 N 10409000-226/2008 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 5632 руб.
Полагая, что указанное постановление таможни незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Согласно ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В том числе, в таможенной декларации должны быть указаны сведения о количестве товара в килограммах.
В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса Российской Федерации, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации.
В силу ст. 144 Таможенного кодекса Российской Федерации за уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с указанным Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.
Судами на основании материалов дела установлено, что общество в нарушение ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации допустило ввоз товара (редька свежая - вес брутто/нетто 2054кг/2048 кг), количество которого было больше заявленного в ГТД N 10409100/140208/0000919, то есть при декларировании части товара обществом фактически не декларировалась остальная часть ввезенного однородного товара в указанном количестве.
Таким образом, обществом не выполнены требования, установленные таможенным законодательством, по декларированию и таможенному оформлению перемещаемого товара в незаявленной его части, что составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что обществом при наличии возможности не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах, судами правильно установлено, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также суды пришли к правильному выводу об отсутствии существенных процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
В силу ч. 2, 3.1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Частью 4 ст. 25.5 указанного Кодекса предусмотрено, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Из содержания п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что определение N 10409000-226/2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено таможней 15.02.2008 в отсутствие законного представителя общества.
При этом судами принято во внимание, что при составлении таможней протокола об административном правонарушении от 14.03.2008 N 10409000-226/2008 присутствовал представитель общества Синодский А.Н., которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае вынесение таможней определения от 15.02.2008 N 10409000-226/2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отсутствие законного представителя общества не является существенным процессуальным нарушением, являющимся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможни от 26.03.2008 N 10409000-226/2008.
При этом суды правомерно отметили, что указанное определение от 15.02.2008 N 10409000-226/2008 в соответствии с требованиями действующего законодательства направлено таможней в адрес общества посредством почтовой связи, предусмотренные действующим законодательством права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, разъяснены юридическому лицу при составлении протокола от 14.03.2008 N 10409000-226/2008 об административном правонарушении.
Кроме того, судами указано, что при совершении таможней дальнейших процессуальных действий при производстве по делу об административном правонарушении предусмотренные действующим законодательством права и обязанности общества были соблюдены.
Иных существенных процессуальных нарушений, препятствовавших всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможни, судами в действиях таможни по привлечению общества к административной ответственности правомерно не установлено.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможни о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, являются правомерными.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе изложенным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.09.2008 по делу N А47-5315/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С. Брокер - Урал" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что определение N 10409000-226/2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено таможней 15.02.2008 в отсутствие законного представителя общества.
При этом судами принято во внимание, что при составлении таможней протокола об административном правонарушении от 14.03.2008 N 10409000-226/2008 присутствовал представитель общества Синодский А.Н., которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае вынесение таможней определения от 15.02.2008 N 10409000-226/2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отсутствие законного представителя общества не является существенным процессуальным нарушением, являющимся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможни от 26.03.2008 N 10409000-226/2008.
При этом суды правомерно отметили, что указанное определение от 15.02.2008 N 10409000-226/2008 в соответствии с требованиями действующего законодательства направлено таможней в адрес общества посредством почтовой связи, предусмотренные действующим законодательством права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, разъяснены юридическому лицу при составлении протокола от 14.03.2008 N 10409000-226/2008 об административном правонарушении.
Кроме того, судами указано, что при совершении таможней дальнейших процессуальных действий при производстве по делу об административном правонарушении предусмотренные действующим законодательством права и обязанности общества были соблюдены.
Иных существенных процессуальных нарушений, препятствовавших всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления таможни, судами в действиях таможни по привлечению общества к административной ответственности правомерно не установлено.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможни о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса, являются правомерными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф09-280/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника