Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 февраля 2009 г. N Ф09-305/09-С2
Дело N А07-14294/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трест Строймеханизация-2" открытого акционерного общества "Строймеханизация" (далее - общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2008 по делу N А07-14294/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы (далее - фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества 11725619 руб. 12 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням.
Основанием для начисления указанных платежей послужили выводы фонда о неуплате страхователем взносов за 2007 г. и 1 квартал 2008 г.
Решением суда от 11.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Страхователь указывает на то, что фонд не представил в суд надлежащего доказательства, свидетельствующего о наличии у него недоимки по страховым взносам, а также судом не дана оценка его доводам о наличии оснований для применения п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Закон), в силу которого не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в связи с приостановлением операций по счету в банке или наложения ареста на имущество страхователя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует читать как "N 167-ФЗ"
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из признания обществом требований учреждения, а также подтверждения материалами дела неуплаты страхователем страховых взносов и соответствующих пеней.
Между тем, такой вывод суда не является достаточно обоснованным.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В статье 23 Закона установлено, что под расчетным периодом по уплате страховых взносов понимается календарный год, который состоит из следующих отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сроки уплаты страховых взносов определены в ст. 24 Закона. В пункте 2 этой статьи установлено, что страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
По окончании расчетного периода (года) в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона страхователи обязаны представлять в налоговый орган декларацию по страховым взносам не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу абзаца 2 п. 4 ст. 26 Закона не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Между тем, в обжалуемом решении суда отсутствуют сведения об исследовании и оценке обстоятельств, имеющие значение для правильного определения размера пеней, подлежащих взысканию с общества.
Кроме того, суд первой инстанции в решении не привел мотивы, по которым отверг доводы страхователя о наличии у фонда обязанности в подтверждение наличия недоимки представить в суд документ о выявлении недоимки.
С учетом изложенного, в силу п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2008 по делу N А07-14294/08 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу абзаца 2 п. 4 ст. 26 Закона не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф09-305/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника