Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 февраля 2009 г. N Ф09-405/09-С1
Дело N А47-9081/2007АК-23
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 6893/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2009 г. N 6893/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2008 по делу N А47-9081/2007АК-23.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Иванова Т.М. (доверенность от 13.01.2009 N 1).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об аннулировании лицензии Б 099470 N 094 от 04.12.2006 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Лидия" (далее - общество).
Решением суда от 10.11.2008 в удовлетворении заявления управления отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на принадлежащем обществу складе, расположенном по адресу: Оренбургская обл., г. Соль-Илецк, ул. Орская, д. 157.
В ходе проверки управлением установлен факт нарушения обществом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2006 N 398 "О маркировке алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации по 31 марта 2006 г. включительно и маркированной акцизными марками, выданными по 31 декабря 2005 г. включительно" (далее - Постановление). Указанное нарушение выразилось в том, что на складе общества находилась алкогольная продукция производства Республики Казахстан, не маркированная акцизными марками нового образца.
На основании результатов проведенной проверки управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии Б 099470 N 094 от 04.12.2006 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия достаточных оснований для применения к обществу такой меры принуждения, как аннулирование выданной ему лицензии.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2, 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 указанной статьи Закона).
В силу п. 1 Постановления оборот алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации по 31.03.2006 включительно и маркированной акцизными марками, выданными по 31.12.2005 включительно, допускается на территории Российской Федерации при условии ее маркировки акцизными марками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5749) и внесения сведений об данной алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд, руководствуясь положениями Постановления и требованиями, установленными Законом, правомерно указал, что после 30.03.2007 алкогольная продукция, ввезенная на таможенную территорию Российской Федерации по 31.03.2006 включительно и маркированная акцизными марками, выданными по 31.12.2005 включительно, при отсутствии на указанной алкогольной продукции акцизной марки нового образца, признается незаконной в обороте.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что после 30.03.2007 у общества на хранении находилась алкогольная продукция, маркированная акцизными марками старого образца.
Порядок предоставления программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациям, осуществляющим импорт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и их установки в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 21.09.2006 N 916.
В силу п. 2 данного приказа для предоставления программных средств организация обращается в таможенный орган по месту государственной регистрации организации или ее обособленного подразделения, указанного в лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с заявлением о предоставлении программных средств (далее - заявление), составленным по форме согласно приложению к названному порядку.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 Порядка предоставления программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции..., утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 21 сентября 2006 г. N 916
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Согласно абз. 5 п. 3 ст. 20 Закона основанием для аннулирования указанной лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона либо с поддельными марками.
Исходя из позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Аннулирование лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является правом суда, а не его обязанностью, и сама мера применяется в крайнем случае.
Судом правильно установлено, что обществом приняты все необходимые меры для подключения к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: в таможенный орган поданы все необходимые документы, предусмотренные приказом Федеральной таможенной службы от 21.09.2006 N 916.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой жесткой меры, как аннулирование лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал управлению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.11.2008 по делу N А47-9081/2007АК-23 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 5 п. 3 ст. 20 Закона основанием для аннулирования указанной лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со ст. 12 Закона либо с поддельными марками.
Исходя из позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
...
Судом правильно установлено, что обществом приняты все необходимые меры для подключения к единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: в таможенный орган поданы все необходимые документы, предусмотренные приказом Федеральной таможенной службы от 21.09.2006 N 916."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2009 г. N Ф09-405/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника