Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 февраля 2009 г. N Ф09-450/09-С3
Дело N А76-103 96/2008-38-391
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А76-10396/2008-38-391 Арбитражного суда Челябинской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое жилищно-коммунальное объединение "Станкострой" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительными требования от 18.01.2008 N 922 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения от 11.02.2008 N 3809 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, решения от 11.02.2008 N 4531 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Одновременно с заявлением предприятие обратилось с ходатайством о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 25.08.2008 заявление принято к производству. Ходатайство предприятия об отсрочке уплаты государственной пошлины удовлетворено, заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вступления в законную силу судебного акта, но не более чем на 6 месяцев.
Решением суда от 15.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 решение суда отменено в части разрешения вопроса о распределении судебных расходов. С налогового органа взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции. В остальной части решение суда оставлено без изменения. С инспекции взыскана государственная пошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное постановление суда апелляционной инстанции в части разрешения вопроса о распределении судебных расходов отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом закона.
Как следует из материалов дела, при принятии к производству заявления предприятия о признании недействительными ненормативных актов налогового органа арбитражный суд предоставил заявителю отсрочку уплаты государственной пошлины до вступления в законную силу судебного акта, но не более чем на 6 месяцев.
В ходе рассмотрения дела по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, заявленные предприятием требования подлежат удовлетворению. При этом при вынесении решения, суд не разрешил вопрос о распределении судебных расходов, указав на то, что расходы по государственной пошлине, фактически не понесенные заявителем, взысканию с ответчика не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части разрешения вопроса о распределении судебных расходов, пришел к выводу о том, что государственная пошлина, подлежащая уплате предприятием при подаче заявления, подлежит взысканию с налогового органа.
В силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
Закон приводит общее понятие государственной пошлины, уплачиваемой не только при отправлении правосудия, но и при совершении действий нотариальными органами, органами загса и т.д. Однако это общее понятие в равной степени относится к арбитражному суду.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, при обращении в арбитражный суд - до подачи заявления. При этом в силу п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить уплату государственной пошлины в порядке, предусмотренном ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.97 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" в тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления; если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета; при отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что с учетом предоставленной предприятию отсрочки по уплате государственной пошлины по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции следовало взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину с проигравшей стороны, т.е. налогового органа.
В остальной части судебный акт не обжалуется.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А76-10396/2008-38-391 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
...
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.97 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" в тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления; если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета; при отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2009 г. N Ф09-450/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника