Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 февраля 2009 г. N Ф09-683/09-С5
Дело N А71-5786/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2009 г. N 4408/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Пановой Л.А., судей Васильченко Н.С., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу автономной некоммерческой организации "Райжилуправление" (далее - организация "Райжилуправление") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2008 по делу N А71-5786/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
организации "Райжилуправление" - Альмухамедов И.Ш., начальник юридического отдела (доверенность от 29.12.2008);
муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение "Городское жилищное управление") - Черепанова Ю.И. (доверенность от 06.11.2008 N 106-Д);
общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") - Холмогоров Д.Г., начальник правового управления (доверенность от 01.01.2009 N 1Д).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Организация "Райжилуправление" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к учреждению "Городское жилищное управление" о признании договора от 04.12.2006 N 835/05-Р расторгнутым с 01.04.2008.
Определением от 18.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Удмуртские коммунальные системы", администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений г. Ижевска, администрация г. Ижевска в лице Управления ЖКХ г. Ижевска.
Решением от 26.09.2008 (судья Сидоренко О.А.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 27.11.2008 (судьи Шварц Н.Г., Булкина А.Н., Казаковцева Т.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, организация "Райжилуправление" просит решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что учреждение "Городское жилищное управление" в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации может выступать посредником в теплоснабжении. При этом заявитель считает, что вывод судов обеих инстанций о том, что учреждение "Городское жилищное управление" не имеет статус энергоснабжающей организации, противоречит фактическим обстоятельствам дела и правовой природе договора энергоснабжения.
Учреждение "Городское жилищное управление" в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласно, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Общество "Удмуртские коммунальные системы" в возражениях на кассационную жалобу указало, что прекращение договорных обязательств по ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжения договора от 04.12.2006 N 835/05-Р не требует. Обязательства сторон по указанному договору прекратились с 01.01.2008 в связи с невозможностью исполнения, явившейся следствием издания актов органа местного самоуправления и исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики. С 01.01.2008 общество "Удмуртские коммунальные системы" владеет и пользуется на основании договора аренды муниципальными объектами отопительной инфраструктуры г. Ижевска (ЦТП и тепловые сети), к которым присоединены теплопотребляющие установки, находящиеся в управлении организации "Райжилуправление". В период с 01.01.2008 по 31.03.2008 общество "Удмуртские коммунальные системы" являлось единственной энергоснабжающей организацией ответчика и, соответственно, надлежащей стороной договора энергоснабжения.
Как установлено судом при рассмотрении дела, по договору от 04.12.2006 N 835/05-Р учреждение "Городское жилищное управление" приняло на себя обязательство организовывать поставку на объекты потребителя (организация "Райжилуправление") тепловую энергию в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, а также холодную воду для целей горячего водоснабжения. Потребитель в свою очередь обязуется принимать и оплачивать полученную тепловую энергию, холодную воду, сброшенные в централизованную систему коммунальной канализации стоки в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В постановлении администрации г. Ижевска от 02.08.2007 N 438 предписано провести конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска. Кроме того, на Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска возложена обязанность по итогам проведения конкурса изъять у учреждения "Городское жилищное управление" имущество, предоставленное ему на праве оперативного управления, и включить его в состав казны г. Ижевска.
Постановлением администрации г. Ижевска от 26.11.2007 N 748 на Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ижевска возложена обязанность заключить с победителем конкурса обществом "Удмуртские коммунальные системы" договор аренды имущества, предназначенного для бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска, сроком действия с 01.01.2008 по 30.11.2008, а также подписать с обществом "Удмуртские коммунальные системы" акты приема-передачи указанного имущества с 01.01.2008.
По итогам проведения конкурса с обществом "Удмуртские коммунальные системы" (арендатор) подписан договор аренды имущества от 05.12.2007 N 518, согласно которому в аренду переданы ЦТП и тепловые сети, к которым присоединены теплопотребляющие установки, находящиеся в управлении организации "Райжилуправление". По дополнительному соглашению к указанному договору фактическое владение и пользование имуществом арендатор осуществляет с 01.01.2008.
Письмом от 28.01.2008 N 482/107-07, поступившим в адрес организации "Райжилуправление" 04.02.2008, учреждение "Городское жилищное управление" известило потребителя о расторжении договора от 04.12.2006 N 835/05-Р с 01.01.2008 и необходимости погашения задолженности.
Полагая, что договор от 04.12.2006 N 835/05-Р следует считать расторгнутым с 01.04.2008, организация "Райжилуправление" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. При этом истец в обоснование своего требования ссылается на направление им в адрес ответчика 24.03.2008 соглашения о расторжении договора с 01.04.2008. Кроме того, организация "Райжилуправление" со ссылкой на приложение N 8 к договору теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2008 N К 853 указала на поставку теплоэнергии ряду домов с 01.04.2008.
Согласно п. 1 ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Системное толкование положений ст. 13, 16, 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, данные в п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 104, позволяют сделать вывод о том, что обязательство может быть прекращено в связи с невозможностью исполнения также в случае издания акта органа местного самоуправления.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в деле документы, в том числе постановления администрации г. Ижевска от 02.08.2007 N 438, от 26.11.2007 N 748, постановление региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 06.12.2007 N 15/9, договор аренды имущества от 05.12.2007 N 518, дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, с учетом ст. 407, 417, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о прекращении срока действия спорного договора с 01.01.2008 и отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, согласно указанной норме переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2008 по делу N А71-5786/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Райжилуправление" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системное толкование положений ст. 13, 16, 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, данные в п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 104, позволяют сделать вывод о том, что обязательство может быть прекращено в связи с невозможностью исполнения также в случае издания акта органа местного самоуправления.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные в деле документы, в том числе постановления администрации г. Ижевска от 02.08.2007 N 438, от 26.11.2007 N 748, постановление региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 06.12.2007 N 15/9, договор аренды имущества от 05.12.2007 N 518, дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, с учетом ст. 407, 417, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу о прекращении срока действия спорного договора с 01.01.2008 и отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2009 г. N Ф09-683/09-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника