Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 февраля 2009 г. N Ф09-675/09-С3
Дело N А47-9472/2007АК-36
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Анненковой Г.В., судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2008 по делу N А47-9472/2007 АК-36.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Зайцев А.Ю. (доверенность от 13.01.2009 N 2).
Представители инспекции, общества с ограниченной ответственностью "Межемент Солюшнз" участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились
Общество, уточнив требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными ненормативного акта от 26.07.2007 N 17-26/399 дсп, решения инспекции от 30.08.2007 N 17-26/29735 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 53716 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 170633 руб. 83 коп., предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 693600 руб. 48 коп., решения Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 29.10.2007 N24-15/21453.
Решением суда от 29.09.2008 (резолютивная часть от 22.09.2008; судья Хижняя Е.Ю.) требования общества удовлетворены частично, признаны недействительными решение инспекции от 30.08.2007 N 17-26/29735, решение Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 29.10.2007 N 24-15/21453. В остальной части производство по делу прекращено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (абз. 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации) и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению инспекции, требования, установленные Кодексом к процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, соблюдены, право общества участвовать в данной процедуре не нарушено.
Отзыва на кассационную жалобу обществом не представлено.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 26.07.2007 N 17-26/399 дсп и вынесено решение от 30.08.2007 N 17-26/29735 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в сумме 53 716 руб., начислении пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 170 633 руб. 83 коп., обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 693 600 руб. 48 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 29.10.2007 N 24-15/21453 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Полагая, что акт проверки, решение инспекции, решение вышестоящего налогового органа не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительными решения налоговых органов, суд сделал вывод о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку порядок уведомления налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки 30.08.2008 инспекцией не доказан, соответственно, общество было лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой поверки и представить свои объяснения.
Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено, что извещение от 14.08.2007 N 17-26/27593 о рассмотрении 21.08.2007 в 12 час. 00 мин. материалов проверки и вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности получено директором общества лично 14.08.2007. Оспариваемое решение вынесено инспекцией 30.08.2007. Вместе с тем из данного решения следует, что материалы налоговой проверки и представленные обществом возражения (объяснения), рассмотрены заместителем руководителя инспекции при участии лица, в отношении которого произведена проверка (директора общества).
Факт уведомления инспекцией о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, как и факт личного участия в процессе рассмотрения материалов указанной проверки общество не оспаривает. Доказательств вынесения инспекцией решения, не соответствующего результатам рассмотрения 21.08.2007 материалов налоговой проверки по существу, материалы дела не содержат. Иная дата оспариваемого решения (30.08.2008) сама по себе не свидетельствует о несоответствии ненормативного акта инспекции закону, а также нарушении прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2008 по делу N А47-9472/2007 АК-36 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 26.07.2007 N 17-26/399 дсп и вынесено решение от 30.08.2007 N 17-26/29735 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в сумме 53 716 руб., начислении пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 170 633 руб. 83 коп., обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 693 600 руб. 48 коп.
...
Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2009 г. N Ф09-675/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника