Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 февраля 2009 г. N Ф09-711/09-С3
Дело N А76-8243/2008-3 7-165
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2008 по делу N А76-8243/2008-37-165 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (правопреемник открытого акционерного общества "Челябинские магистральные электрические сети", далее - общество, налогоплательщик) - Плотников СМ. (доверенность от 07.05.2008 N 30),
инспекции - Лях О.В. (доверенность от 11.01.2009 N 03-5/000051).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.03.2008 N 14 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 106049 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 2005977 руб., начисления пеней в сумме 6363 руб.
Решением суда от 25.08.2008 (судья Трапезникова Н.Г.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 20.03.2008 N 14 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 106049 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 2005977 руб., начисления пеней в сумме 6363 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 (судьи Чередникова М.В., Малышев М.Б., Степанова М.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что у общества не было оснований принимать объекты основных средств развернуто по их первоначальной стоимости с учетом начисленной передающей стороной амортизацией, а в качестве сроков полезного использования основных средств принимать первоначальные сроки использования объектов основных средств, установленные передающей стороной открытым акционерным обществом "Челябэнерго" (далее - общество "Челябэнерго") для налогового учета. Кроме того, в учетной политике налогоплательщика не предусмотрено, что срок эксплуатации имущества предыдущим собственником следует определять как произведение от общего срока полезного использования имущества и доли, определяемой как отношение амортизации к первоначальной стоимости основного средства.
Отзыв на кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 12.02.2008 N 8 и вынесено решение от 20.03.2008 N 14 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 22984 руб., налога на прибыль в сумме 106049 руб., доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 136855 руб., налога на прибыль в сумме 2005977 руб., начислении пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 6357 руб., налога на прибыль в сумме 6363 руб.
Основанием для вынесения указанного решения в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 106049 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 2005977 руб., начисления пеней в сумме 6363 руб. послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу на прибыль, в результате увеличения налогоплательщиком амортизационных отчислений по основным средствам, полученным в результате реорганизации общества "Челябэнерго", и включении в состав расходов завышенной суммы амортизационных отчислений за 2005 и 2006 годы.
В налоговом учете общества при составлении расчета по начислению налоговой амортизации в качестве сроков полезного использования основных средств приняты первоначальные сроки, установленные обществом "Челябэнерго" для налогового учета на 01.01.2002, сумма начисленной амортизации за 1 месяц по каждому объекту определена как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта, в связи с чем, по мнению инспекции, обществом не учтена остаточная стоимость основных средств по налоговому учету у общества "Челябэнерго" и срок эксплуатации в обществе "Челябэнерго", который следует определить с 01.01.2002 до 01.10.2005 с момента введения в действие главы 25 Кодекса до первого числа месяца, в котором завершена реорганизация, и составляющий 45 месяцев.
Считая решение инспекции незаконным в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что расчеты норм амортизации документально подтверждены налогоплательщиком, а также из того, что исчисление инспекцией срока полезного использования основных средств произведено ошибочно.
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 2.1 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные права.
Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных Кодексом, убытки), предусмотренные ст. 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318-320 гл. 25 Кодекса, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).
Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 253 Кодекса расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы.
В силу п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
На основании п. 1 ст. 257 Кодекса под основными средствами в целях гл. 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
В п. 1 ст. 258 Кодекса определено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 259 Кодекса при применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Согласно подп. 2 п. 6 ст. 259 Кодекса если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст. 55 Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей: 1) амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой "организацией - с 1-го числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация; 2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
В силу п. 14 ст. 259 Кодекса организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество создано в результате реорганизации в форме выделения из состава общества "Челябэнерго". В соответствии с разделительным балансом, утвержденным общим собранием акционеров общества "Челябэнерго", стоимость основных средств, в том числе, зданий, сооружений и оборудования, выделяемого для общества на 31.12.2003 составила 1237927 646 руб.
Общество зарегистрировано в инспекции 01.09.2005, основной вид деятельности - передача электроэнергии.
За проверяемый период налогоплательщиком сформированы расходы по начисленной амортизации, которые за 2005 год по данным бухгалтерского учета составляют 18420154 руб., по данным налогового учета - 17757696 руб., за 2006 год - 72383792 руб. и 123889382 руб. соответственно.
Согласно положениям учетной политики налогоплательщика на 2005 год, утвержденной приказом от 01.09.2005 N 4, срок полезного использования основных средств при передаче в уставный капитал в целях налогообложения определен с учетом срока полезного использования в обществе "Челябэнерго".
Данные для принятия обществом к учету объектов основных средств, переданных обществу обществом "Челябэнерго", указаны в справке объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета от 01.09.2005, являющейся Приложением N 1 к сводному акту приема-передачи от 01.09.2005.
Поскольку согласно указанной справке остаточный срок полезного использования не определен, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности принятия налогоплательщиком объектов основных средств по их первоначальной стоимости с учетом начисленной передающей стороной амортизацией, а в качестве сроков полезного использования основных средств -первоначальных сроков объектов основных средств, установленных обществом "Челябэнерго" для налогового учета.
Расчет амортизационных отчислений произведен обществом исходя из остаточного срока использования основных средств, определенного с учетом первоначальной стоимости основных средств, амортизации, начисленной предыдущим собственником и общего срока полезного использования основных средств, установленного предыдущим собственником.
Результаты такого расчета равны результатам расчета амортизации исходя из остаточной стоимости и остаточного срока использования основных средств. Данные для расчета амортизационных отчислений подтверждены справкой для целей бухгалтерского и налогового учета к вступительному балансу.
Кроме того, судами верно отмечено, что метод расчета амортизации с использованием первоначальной стоимости и общего срока, срока, установленного передающей стороной, с учетом сумм начисленной передающей стороной амортизации и срока эксплуатации передающей стороной, соответствует действующему законодательству.
Учитывая, что срок амортизации начинает исчисляться в момент первого ввода объекта в эксплуатацию и продолжает течь независимо от смены собственника объекта, судами сделан правильный вывод о том, что в оспариваемом решении инспекцией неверно определен срок полезного использования объектов основных средств в налоговом учете, исчисленный начиная с даты вступления в силу гл. 25 Кодекса 01.01.2002.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении обществом требований, предусмотренных п. 14 ст. 259 Кодекса, инспекцией не представлено.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о незаконном привлечении инспекцией общества к налоговой ответственности, доначислении налога и начислении пеней.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и материалам дела, исследованным согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2008 по делу N А76-8243/2008-37-165 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 14 ст. 259 Кодекса организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
...
Учитывая, что срок амортизации начинает исчисляться в момент первого ввода объекта в эксплуатацию и продолжает течь независимо от смены собственника объекта, судами сделан правильный вывод о том, что в оспариваемом решении инспекцией неверно определен срок полезного использования объектов основных средств в налоговом учете, исчисленный начиная с даты вступления в силу гл. 25 Кодекса 01.01.2002.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении обществом требований, предусмотренных п. 14 ст. 259 Кодекса, инспекцией не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2009 г. N Ф09-711/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника