Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 марта 2009 г. N Ф09-823/09-С1
Дело N А50-14037/2008-А18
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю (далее - управление, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А50-14037/2008-А18 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Алькор" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 09.09.2008 N 297/209 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 (судья Власова О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 (судьи Мещерякова Т.Н., Нилогова Т.С., Савельева Н.М.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, в частности ст. 7.1 Кодекса, а также на несоответствие выводов апелляционного суда относительно недоказанности управлением состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса, в том числе вины общества в его совершении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы, приведенные в жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 11.08.2008 N 181г в связи с поступлением заявления индивидуального предпринимателя Мулькова А.Л. проведена проверка соблюдения обществом земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации г. Перми от 05.06.1997 N 861 частному научно-производственному предприятию "Алькор" (далее - ЧНПП "Алькор") предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 3075 кв.м под производственную базу. Постановлением главы г. Перми от 13.10.1998 N 2787 у ЧНПП "Алькор" изъята часть земельного участка площадью 1996 кв.м Оставшаяся площадь земельного участка, закрепленная за ЧНПП "Алькор" на праве бессрочного (постоянного) пользования, составила 1079 кв.м
Из земельного участка площадью 1079 кв.м образовано два земельных участка площадями 388,27 кв.м и 691,086 кв.м соответственно. На земельном участке площадью 691,086 кв.м расположен металлический ангар, участок не огорожен. С юго-западной стороны данного участка выполнено замощение из бетонных плит, используемое для заезда-выезда автотранспорта, при этом замощение размещено за пределами отвода границ предоставленного земельного участка, на свободных городских землях. Общая площадь земельного участка, занятого под замощение, составила 671,8 кв.м Документы на право пользование данным земельным участком, используемым для подъезда, директором общества не представлено.
По результатам проверки составлены акт проверки от 18.08.2008, протокол осмотра территории от 18.08.2008 с приложением (фототаблица), протокол об административном правонарушении от 18.08.2008, на основании которых управлением вынесено постановление от 09.09.2008 по делу N 297/209 о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 671,8 кв.м под замощение без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса, в том числе вины общества в его совершении, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, указав на неправильную квалификацию в оспариваемом постановлении вменяемого обществу административного правонарушения, недоказанность административным органом наличия в действиях общества состава правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, в том числе вины общества в его совершении, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Статьей 7.1 Кодекса установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Из оспариваемого постановления следует, что общество привлечено управлением к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса. Ответственность по данной статье наступает, в том числе, за самовольное занятие земельного участка.
Под самовольным занятием земельного участка понимается использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды. При этом необходимо иметь в виду, что такое использование может выражаться только в активных действиях, таких как, например, огораживание участка, размещение на нем строений либо иного имущества, а также принятии иных мер для воспрепятствования доступа законных владельцев (собственников, арендаторов, других пользователей), а также контролирующих органов.
Самовольное занятие спорного земельного участка под замощение из бетонных плит заявителем не оспаривается.
Доказательств того, что обществом предпринимались достаточные и своевременные меры, направленные на оформление прав на спорный земельный участок до его замощения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса, в том числе вины общества в его совершении является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
С учетом изложенного постановление апелляционной суда следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А50-14037/2008-А18 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2008 по тому же делу оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Из оспариваемого постановления следует, что общество привлечено управлением к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса. Ответственность по данной статье наступает, в том числе, за самовольное занятие земельного участка.
...
Доказательств того, что обществом предпринимались достаточные и своевременные меры, направленные на оформление прав на спорный земельный участок до его замощения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса, в том числе вины общества в его совершении является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2009 г. N Ф09-823/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника