Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 марта 2009 г. N Ф09-1126/09-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2007 г. N Ф09-11822/06-С6
Дело N А71-8422/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Купреенкова В.А., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство имущественных отношений) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.11.2008 по делу N А71-8422/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Военной прокуроры Приволжско-Уральского военного округа - Иванов Е.В. (доверенность от 24.12.2007 N 4/9392/88).
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики в интересах Федерального агентства по управлению государственным имуществом с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных отношений от 28.12.2005 N 1195 "О закреплении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 73, на праве оперативного управления за Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики".
Согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Военный комиссариат Удмуртской Республики, государственное учреждение "Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть"), Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.11.2008 (судья Смаева С.Г.) распоряжение Министерства имущественных отношений от 28.12.2005 N 1195 "О закреплении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 73, на праве оперативного управления за Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики" признано недействительным как не соответствующее Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и Федеральному закону от 31.05.1996 N 61-ФЗ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 (судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство имущественных отношений просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также п 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", неприменение подлежащих применению п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что военным прокурором не представлено доказательств того, что спорное имущество было создано или приобретено за счет средств федерального бюджета. Кроме того, Министерство полагает, что право оперативного управления на спорное имущество у учреждения "Сарапульская КЭЧ" не возникло в связи с отсутствием государственной регистрации указанного права.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, 14.02.2005 Правительством Удмуртской Республики принято распоряжение от N 98-р "Об имуществе, используемом для размещения военных комиссариатов Удмуртской Республики", в силу п. 1, 2 которого объекты недвижимости, используемые для размещения дислоцированных на территории Удмуртии военных комиссариатов, согласно прилагаемому перечню, считаются собственностью Удмуртской Республики и передаются в безвозмездное пользование с правом балансодержателя и эксплуатации военным комиссариатам Удмуртской Республики.
Согласно выписке из Реестра государственного имущества Удмуртской Республики от 03.06.2005 N 735-ву двадцать шесть объектов недвижимости, используемых для размещения военных комиссариатов Удмуртии, внесены в указанный Реестр.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике от 30.11.2006 N 924-р часть объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 73, переданы учреждению "Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть", и закреплены на праве оперативного управления. Перечень переданного имущества указан в приложении к указанному распоряжению.
На основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики 14.02.2005 N 98-р "Об имуществе, используемом для размещения военных комиссариатов" Министерством имущественных отношений издано распоряжение от 28.12.2005 N 1195-р "О закреплении объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 73, на праве оперативного управления за Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики", согласно которому данному Министерству переданы здания (литер А и В), гаражи (литер В, Г), пристрой (литер Пр и Пр1), ограждения, заборы (литер I, II, III), ворота (литер IV, V) (л.д. 15).
Полагая, что распоряжение от 28.12.2005 N 1195-р противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, как собственника указанных объектов недвижимости, военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа в интересах Федерального агентства по управлению государственным имуществом обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного ненормативного правового акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложения N 1 к указанному постановлению имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся (п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372).
Руководствуясь указанными нормами права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что объекты недвижимого имущества, используемые для размещения военных комиссариатов на территории Удмуртской Республики, в силу прямого указания закона относятся к федеральной собственности как имущество вооруженных сил и территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.06.2006 по делу N А71-1163/2006 распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2005 N 98-р, на основании которого Министерством имущественных отношений издано оспариваемое распоряжение, признано недействительным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что распоряжение Министерства имущественных отношений от 28.12.2005 N 1195-р противоречит нормам федерального законодательства и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, как собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с этим суды, руководствуясь ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признали указанный ненормативный акт недействительным.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Министерства имущественных отношений, изложенные в кассационной жалобе, исследованы судами первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.11.2008 по делу N А71-8422/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся (п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2009 г. N Ф09-1126/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника