Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 марта 2009 г. N Ф09-1094/09-С6
Дело N А60-16548/08-С1
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2009 г. N А60-30556/2008-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" (далее -общество "НПК "Уралвагонзавод") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2008 по делу N А60-16548/08-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: общества "НПК "Уралвагонзавод" - Чебыкин Е.В. (доверенность от 01.09.2008);
администрации г. Нижнего Тагила - Черепанин М.А. (доверенность от 29,10.2008 N 50-1849).
Общество "НПК "Уралвагонзавод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации г. Нижнего Тагила об обязании принять в муниципальную собственность имущественный комплекс "Трамвайный парк" с 01.04.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление).
Решением суда первой инстанции от 14.10.2008 (судья Бирюкова Л.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 (судьи Няшин В.А., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "НПК "Уралвагонзавод" просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судом не применены положения п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), подлежащие применению, согласно которым право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Законом, возникает с даты, устанавливаемой в решении федерального органа исполнительной власти об утверждении перечня передаваемого имущества. Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия "ПО "Уралвагонзавод", утвержден распоряжением территориального управления от 29.12.2007 N 443. Заявитель указывает на то, что судами не дана оценка фактическому бездействию администрации г. Нижнего Тагила при приеме спорного объекта в муниципальную собственность. По мнению заявителя, в силу ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации ..." п. 11 ст. 154 Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ спорное имущество является муниципальной собственностью с момента принятия решения о приватизации государственного предприятия. В период с 01.04.2008 по 29.08.2008 спорное имущество являлось бесхозяйным, чем нарушался режим государственной собственности. Заявитель полагает, что судебное решение о принятии спорного имущества в муниципальную собственность с 01.04.2008 устранит сложившуюся неопределенность статуса спорного имущества.
Как установлено судами, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2007 N 1102 "Об открытом акционерном обществе "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", Приказа Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом от 18.09.2007 N 170 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2007 N 1102", распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2007 N 1422-р, распоряжения Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 29.12.2007 N 443 проведена приватизация Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского (далее - предприятие "ПО "Уралвагонзавод") путем преобразования в общество "НПК "Уралвагонзавод".
В единый государственный реестр юридических лиц 31.03.2008 внесена запись о создании юридического лица - общества "НПК "Уралвагонзавод", путем реорганизации в форме преобразования (свидетельство серия 66 N 005696450), а также внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - предприятия "ПО "Уралвагонзавод" (свидетельство от 31.03.2008г. серия 66 N 005696451).
Распоряжением территориального управления от 29.12.2007 N 443 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия "ПО "Уралвагонзавод", а также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, в состав которого вошел имущественный комплекс "Трамвайный парк".
Постановлением главы г. Нижний Тагил от 21.04.2008 N 325 было решено принять в муниципальную собственность от истца имущество, в том числе имущественный комплекс "Трамвайный парк" (перечень спорного имущества указан в приложении N 5). Названным постановлением установлен срок контроля его выполнения 15.10.2008.
Названное имущество передано истцом в муниципальную собственность на основании Сводного акта приемки-передачи имущества в муниципальную собственность г. Нижний Тагил от 29.08.2008.
Общество "НПК "Уралвагонзавод", ссылаясь на то, что запись о государственной его регистрации как юридического лица, созданного в результате реорганизации, внесена 31.03.2008, оно с 01.04.2008 в силу ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации ..." не вправе учитывать спорное имущество на собственном балансе, обратилось в суд с требованиями об обязании администрации г. Нижнего Тагила принять данное имущество в городскую казну с 01.04.2008.
Суды, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что требования общества "НПО "Уралвагонзавод" не основаны на законе.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Данный порядок включает в себя следующие элементы: наличие предложения о передаче имущества, решения соответствующего органа о передаче имущества, включенного в эти предложения, составление передаточного акта.
Из материалов дела видно, что постановление главы города Нижний Тагил Свердловской области N 325 о принятии указанного имущества в муниципальную собственность г. Нижний Тагил издано 21.04.2008. Из переписки сторон следует, что акты приема-передачи имущества ОС-1а направлены на подписание ответчику 27-29.05.2008 (письма N 61-175, 61-176, 61-177, 61-178, 61-179, 61-183, 61-186), письмом от 10.06.2008. N 17-И-79 истцом направлен сводный акт передачи имущества. Сторонами подписан договор социального партнерства по содержанию объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения от 01.04.2008, в котором в том числе указан спорный имущественный комплекс. Фактически имущество принято ответчиком 29.08.2008, о чем свидетельствует Сводный акт.
Как верно указали суды, действующим законодательством не предусмотрено право приватизируемого предприятия определять (устанавливать) сроки приема-передачи имущества, не подлежащего приватизации, в муниципальную собственность. Кроме того, постановление главы г. Нижний Тагил от 21.04.2008 N 325 о принятии спорного имущества в муниципальную собственность не оспорено и не признано недействительным.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что при рассмотрении данного спора имеет значение то обстоятельство, что спорное имущество ранее уже фактически принято ответчиком и передача имущества оформлена надлежащим образом (путем составления соответствующего акта). В связи с этим ответчика нельзя понудить вновь принять то же самое имущество. Суд вправе возложить на ответчика обязанность по совершению определенных действий в будущем, но не в прошлом, на чем настаивает истец по данному делу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований общества "НПО "Уралвагонзавод" у судов не имелось.
Ссылки заявителя на то, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации ..." п. 11 ст. 154 Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ право муниципальной собственности на спорное имущество возникло с момента принятия решения о приватизации государственного предприятия, отклоняются, как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора.
Судом кассационной инстанции не принимается довод заявителя о том, что судами не дана оценка фактическому бездействию администрации г. Нижнего Тагила при приеме спорного объекта в муниципальную собственность, так как бездействие органа местного самоуправления не является предметом данного иска, и судами правомерно не рассматривалось и не оценивалось.
Оснований для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2008 по делу N А60-16548/08-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" - без удовлетворения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Данный порядок включает в себя следующие элементы: наличие предложения о передаче имущества, решения соответствующего органа о передаче имущества, включенного в эти предложения, составление передаточного акта.
...
Ссылки заявителя на то, что в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации ..." п. 11 ст. 154 Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ право муниципальной собственности на спорное имущество возникло с момента принятия решения о приватизации государственного предприятия, отклоняются, как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2009 г. N Ф09-1094/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника