Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 марта 2009 г. N Ф09-1104/09-С6
Дело N А76-9274/2008-40-199
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Смирнова А.Ю., судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального образования Кыштымский городской округ (далее - муниципальное образование) в лице главы Кыштымского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2008 по делу N А76-9274/2008-40-199 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального образования - Полухин В.А. (доверенность от 11.03.2009 N 13/636);
Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - управление) - Симонов А.С. (доверенность от 02.02.2009 N 30/09);
закрытого акционерного общества "Кыштымский медеэлектролитный завод" (далее - общество "КМЭЗ") - Михеенко Н.И. (доверенность от 30.01.2009 N 25).
Муниципальное образование обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения управления об отказе в регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание - кафе "Ермак" общей площадью 356,3 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Чернышевского, д. 1а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "КМЭЗ".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2008 (судья Катульская И.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 (судьи Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, муниципальное образование просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорный объект недвижимости находится в муниципальной собственности, независимо от того, оформлено ли данное право в установленном законом порядке.
В отзывах на кассационную жалобу управление, общество "КМЭЗ" возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 27.03.2008 муниципальное образование обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 353,6 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Чернышевского, д. 1а. В качестве документа-основания для государственной регистрации права муниципальной собственности указано решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 26.11.1992 N 313/5-м "О передаче объектов в муниципальную собственность г. Кыштыма", согласно приложению к которому в муниципальную собственность г. Кыштыма передано, в частности, кафе "Ермак", расположенное по указанному адресу (позиция 121; т. 1, л.д. 63, 64, 78, 80-85).
Общество "КМЭЗ" в письме от 17.04.2007, направленном в адрес управления, указало на то, что спорное здание передано в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества закрытого типа "Кыштымский медеэлектролитный завод" и принадлежит обществу "КМЭЗ" на праве собственности (т. 1, л.д. 50).
Управлением 21.04.2008 приостановлена государственная регистрация права муниципальной собственности на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 21.05.2008 по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации (т. 1, л.д. 100, 101).
В соответствии с письмом Территориального управления Росимущества по Челябинской области от 05.05.2008 N 4869 здание кафе "Ермак", расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Чернышевского, 3 (согласно справке отдела архитектуры и градостроительства администрации Кыштымского городского округа от 13.03.2008 N 19/18 - ул. Чернышевского, д. 1а), значится в перечне государственного имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества закрытого типа "Кыштымский медеэлектролитный завод" по состоянию на 01.07.1991 (т. 1, л.д. 94, 103).
Управление в уведомлении от 21.05.2008 сообщило муниципальному образованию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку Кыштымским городским округом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно документы, свидетельствующие о передаче муниципальному образованию от общества "КМЭЗ" права собственности на здание кафе "Ермак". Регистрирующий орган указал, что здание кафе "Ермак" является собственностью общества "КМЭЗ", включено в перечень государственного имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества закрытого типа "Кыштымский медеэлектролитный завод" по состоянию на 01.07.1991 в соответствии с решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 25.09.1992 N 145, распоряжением Челябинского областного комитета по управлению имуществом от 21.01.2000 N 79 (т. 1, л.д. 104, 105).
Отказ управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на названный объект недвижимости послужил основанием для обращения муниципального образования в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено проведение регистрирующим органом правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 названного Закона).
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как установлено судами, распоряжением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 25.09.1992 N 145 утвержден Устав акционерного общества закрытого типа "Кыштымский медеэлектролитный завод", названный комитет выступил учредителем данного общества в части государственного имущества, переданного в аренду по договору аренды от 26.09.1991 N 1/285 (т. 1, л.д. 55).
Распоряжением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 21.01.2000 N 79 утвержден перечень государственного имущества акционерного предприятия "Кыштымский медеэлектролитный завод" по состоянию на 01.07.1991, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества "КМЭЗ", в который включено, в частности, здание кафе "Ермак" (т. 1, л.д. 110-112).
Судом первой инстанции отмечено, что к моменту вынесения решения Челябинского областного Совета народных депутатов Челябинской области от 26.11.1992 N 313/5-м, заявленного муниципальным образованием в качестве документа-основания для государственной регистрации права муниципальной собственности, спорное здание уже было внесено в качестве вклада в уставный капитал общества "КМЭЗ"; доказательств того, что здание кафе "Ермак" вновь передано в государственную собственность либо отчуждалось обществом "КМЭЗ" в пользу муниципального образования, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что право собственности общества "КМЭЗ" на здание кафе "Ермак" зарегистрировано управлением 20.08.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74АА N 603745, а также то, что к производству Арбитражного суда Челябинской области принят иск муниципального образования к обществу "КМЭЗ" и управлению о признании права муниципальной собственности Кыштымского городского округа на спорное здание кафе, признании незаконной записи о государственной регистрации права собственности общества "КМЭЗ" на указанное здание (дело N А76-22318/2008), суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, не установив несоответствие оспариваемого отказа управления нормам права.
С учетом изложенного отклоняется как несостоятельный довод муниципального образования о том, что спорное недвижимое имущество является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2008 по делу N А76-9274/2008-40-199 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования Кыштымский городской округ в лице главы Кыштымского городского округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление в уведомлении от 21.05.2008 сообщило муниципальному образованию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку Кыштымским городским округом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно документы, свидетельствующие о передаче муниципальному образованию от общества "КМЭЗ" права собственности на здание кафе "Ермак". Регистрирующий орган указал, что здание кафе "Ермак" является собственностью общества "КМЭЗ", включено в перечень государственного имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества закрытого типа "Кыштымский медеэлектролитный завод" по состоянию на 01.07.1991 в соответствии с решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 25.09.1992 N 145, распоряжением Челябинского областного комитета по управлению имуществом от 21.01.2000 N 79 (т. 1, л.д. 104, 105).
...
В ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено проведение регистрирующим органом правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 названного Закона).
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2009 г. N Ф09-1104/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника