Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2009 г. N Ф09-1009/09-С1
Дело N А60-39326/2008-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П. судей Слюняевой Л.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.01.2009 по делу N А60-39326/2008-С10.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Салтыков Е.В. (доверенность от 17.12.2008 N 88/53);
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор) - Садилова М.А. (удостоверение N 162550; действительно до 12.02.2012);
Управления гражданской защиты отдела ИТМ, РХБ и медицинской защиты главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - управление) - Роль Ж.С. (доверенность от 11.01.2008 N 65-10-2).
Представители Территориального управления Росимущества по Свердловской области извещенного судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 13.01.2009 (судья Тимофеева А.Д.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требования отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает на неправильную квалификацию прокурором совершенного правонарушения по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса, поскольку гл. 7 Кодекса содержит составы правонарушений в области охраны собственности, которые в данном деле не оспариваются. Общество полагает, что данное правонарушение должно квалифицироваться по ст. 20.7 Кодекса, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают общественные отношения, характеризующие состояние защищенности общества от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. Общество также указывает на то, что акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны не соответствует форме, утвержденной Приказом МЧС от 15.12.2002 N 583.
Как следует из материалов дела, в период с 02.12.2008 по 10.12.2008 прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга совместно с управлением проведена проверка по вопросу обеспечения обществом сохранности находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда - защитного сооружения гражданской обороны (инвентарный N 416550), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 18 (2-ой км).
В ходе проверки установлено, что находящееся на балансе общества защитное сооружение, расположенное по указанному адресу, используется им с нарушением установленных норм и правил эксплуатации содержания, а именно: защитное сооружение используется в хозяйственно-бытовых целях; помещение не герметично; воздухоотводы вентиляции не окрашены в желтый цвет в соответствии с предъявляемым и требованиями; на стенах покрасочный слой осыпается; электрические лампы и плафоны не соответствуют предъявляемым требованиям, фильтры поглотители ФП-300 требуют замены; электропроводка поверхностная, имеются обрезанные провода; резервный источник питания -дизельная электростанция на консервации, три резервные емкости не заполнены дизельным топливом; помещение дизельной не оборудовано: отсутствуют резиновые коврики, бахилы, перчатки, отсутствуют инструкции по технике безопасности, по запуску ДЭС. Кроме того, нары и скамейки для укрываемых отсутствуют, убежище к приему укрываемых не готово.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.12.2008.
Тем самым, по мнению прокурора, обществом нарушены положения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила), Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 575 от 21.07.2005 (далее - Порядок).
По результатам проведенной проверки прокурор возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении и на основании ч. 1 ст. 23.1 Кодекса обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
Удовлетворяя заявление и привлекая общество к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 руб., суд исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - закон о гражданской обороне) гражданской обороной является система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
В соответствии с п. 13 данного постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Указанные требования также закреплены в Порядке и Правилах.
Согласно п. 2 раздела II Порядка содержание защитный сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО. В мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО.
Согласно п. 10 Порядка при использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
На основании п. 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗСГО в готовность к приему укрываемых.
Пунктом 3.2.3 установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находится в открытом положении на подставках и прикрываться умными легкими экранами или щитами, внутренняя отделка помещений ГО производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона, облицовка стен керамической плиткой не допускается, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый- воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, в желтый -воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, в красный - трубы электропроводки и канализационные трубы, в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый - трубы системы отопления, в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.5, 3.2.8-3.2.11).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НТО организаций, на учете которых они находятся.
Из указанных положений следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Из материалов дела следует, что ЗС ГО встроенное убежище инв. N 416550-66, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 2-й км находится в федеральной собственности.
Статус указанного ЗС ГО, как объекта гражданской обороны, подтверждается наличием у общества соответствующего паспорта убежища -противорадиационного укрытия - N 41.6550.
Из материалов дела, в том числе и из договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны от 05.07.1995 следует, что общество является организацией, на учете которой находится вышеназванное защитное сооружение и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
В соответствии с ч. 2 ст. 7.24 Кодекса использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет административную ответственность.
Суд, установив обстоятельства дела, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями закона о гражданской обороне, Правил, Порядка пришел к обоснованному выводу о том, что находящееся на балансе общества защитное сооружение используется им с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество не приняло все зависящие от него меры по использованию объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности с соблюдением норм и правил эксплуатации и содержания таких объектов.
Доказательств обратного обществом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса.
Довод кассационной жалобы о том, что данное правонарушение следовало квалифицировать по ст. 20.7 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку субъектом ответственности за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны являются только должностные лица.
Кроме того, в случае если нарушение установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда выразилось в нарушение установленных правил эксплуатации объектов гражданской обороны, являющихся составной частью объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, деяние следует квалифицировать по ст. 20.7 Кодекса.
Если на объекте гражданской обороны, являющемся составной частью объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, нарушаются иные нормы и правила эксплуатации, не относящиеся к правилам эксплуатации объектов гражданской обороны, деяние следует квалифицировать по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса. При нарушении лицом и тех и других правил и норм эксплуатации, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса и ст. 20.7 Кодекса, однако возбуждение дела только по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса не является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм материального права либо процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.01.2009 по делу N А60-39326/2008-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что данное правонарушение следовало квалифицировать по ст. 20.7 Кодекса, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку субъектом ответственности за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны являются только должностные лица.
Кроме того, в случае если нарушение установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда выразилось в нарушение установленных правил эксплуатации объектов гражданской обороны, являющихся составной частью объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, деяние следует квалифицировать по ст. 20.7 Кодекса.
Если на объекте гражданской обороны, являющемся составной частью объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, нарушаются иные нормы и правила эксплуатации, не относящиеся к правилам эксплуатации объектов гражданской обороны, деяние следует квалифицировать по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса. При нарушении лицом и тех и других правил и норм эксплуатации, его действия следует квалифицировать по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса и ст. 20.7 Кодекса, однако возбуждение дела только по ч. 2 ст. 7.24 Кодекса не является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2009 г. N Ф09-1009/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника