Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 марта 2009 г. N Ф09-1053/09-С1
Дело N А76-6416/2008-51-172
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Челябинской таможни (далее -таможня) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2008 по делу N А76-6416/2008-51-172 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Лесников П.А. (доверенность от 13.01.2009 N 10), Кромова И.В. (доверенность от 19.01.2009 N 13);
акционерного общества "ЮНРК Маркетинг АГ" (далее - общество) - Красноштанов Д.С. (доверенность от 26.02.2009 N 1Д-2058).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения таможни, выраженного в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747 об отказе в удовлетворении заявления общества от 17.12.2007 N 17-12/01 о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей, внесенных на счет таможни согласно платежным поручениям от 16.11.2006 N 404, от 15.11.2006 N 389, от 15.11.2006 N 386; от 15.11.2006 N 390; от 21.11.2006 N 421; от 28.11.2006 N 459; от 28.11.2006 N 458; от 22.11.2006 N 427; от 05.12.2006 N 504; от 26.12.2006 N 611; от 27.12.2006 N 627; от 04.12.2006 N 482; от 09.11.2006 N 360; от 28.11.2006 N 455; от 23.11.2006 N 428; от 04.12.2006 N 498; от 12.12.2006 N 541; от 07.12.2006 N 531; от 15.12.2006 N 568; от 27.12.2006 N 631; от 22.12.2006 N 597, в отношении Грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) N 10504030/111206/0007480, 10504030/121206/0007513, 10504030/181206/0007647, 10504030/191206/0007684, 10504030/211206/0007738, 10504030/221206/0007778, 10504030/251206/0007816, 10504030/251206/0007824, 10504060/291106/0003339, 10504060/301106/0003359, 10504060/261206/0003690, 10504060/021106/0003056, 10504060/021106/0003057, 10504060/071106/0003083, 10504060/151106/0003161, 10504080/271106/0011680, 10504080/271106/0011688, 10504030/091106/0006730, 10504030/141106/0006810, 10504030/141106/0006848, 10504030/171106/0006935, 10504030/211106/0006991, 10504030/091106/0006686, 10504030/031106/0006605, 10504030/071106/0006636, 10504030/141106/0006828, 10504030/211106/0006973, 10504030/011106/0006546, 10504030/091106/0006687, 10504030/231106/0007032, 10504030/281106/0007134, 10504030/251206/0007795, 10504030/051206/0007304, 10504030/111206/0007455, 10504030/111206/0007456, 10504030/121206/0007486, 10504030/141206/0007557, 10504030/151206/0007576, 10504030/201206/0007691, 10504030/171106/0006921, 10504060/081106/0003094, 10504060/091106/0003115, 10504060/201106/0003209, 10504060/211106/0003228, 10504060/231106/0003258, 10504060/241106/0003277, 10504060/281106/0003312, 10504060/281106/0003311, 10504080/021106/0010754, 10504080/031106/0010808, 10504080/071106/0010855, 10504080/171106/0011351,' 10504080/201106/0011411, 10504080/211106/0011458, 10504080/241106/0011629, 10504080/291106/0011773, 10504080/301106/0011831, 10504080/301106/0011838, 10504080/041206/0011902, 10504080/121206/0012270, 10504080/181206/0012532, 10504080/221206/0012755, 10504080/201206/0012649, 10504080/191206/0012581, 10504080/251206/0012843, 10504080/261206/0012939, 10504060/041206/0003398, 10504060/061206/0003429, 10504060/121206/0003486, 10504060/201206/0003612, 10504060/211206/0003633, 10504060/251206/0003672, и возложении обязанности на таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.08.2008 (судья Забутырина Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 (далее - Правила), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, так как считает их законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Как следует из материалов дела, обществом на основании ГТД N 10504030/111206/0007480, 10504030/121206/0007513, 10504030/181206/0007647, 10504030/191206/0007684, 10504030/211206/0007738, 10504030/221206/0007778, 10504030/251206/0007816, 10504030/251206/0007824, 10504060/291106/0003339, 10504060/301106/0003359, 10504060/261206/0003690, 10504060/021106/0003056, 10504060/021106/0003057, 10504060/071106/0003083, 10504060/151106/0003161, 10504080/271106/0011680, 10504080/271106/0011688, 10504030/091106/0006730, 10504030/141106/0006810, 10504030/141106/0006848, 10504030/171106/0006935, 10504030/211106/0006991, 10504030/091106/0006686, 10504030/031106/0006605, 10504030/071106/0006636, 10504030/141106/0006828, 10504030/211106/0006973, 10504030/011106/0006546, 10504030/091106/0006687, 10504030/231106/0007032, 10504030/281106/0007134, 10504030/251206/0007795, 10504030/051206/0007304, 10504030/111206/0007455, 10504030/111206/0007456, 10504030/121206/0007486, 10504030/141206/0007557, 10504030/151206/0007576, 10504030/201206/0007691, 10504030/171106/0006921, 10504060/081106/0003094, 10504060/091106/0003115, 10504060/201106/0003209, 10504060/211106/0003228, 10504060/231106/0003258, 10504060/241106/0003277, 10504060/281106/0003312, 10504060/281106/0003311, 10504080/021106/0010754, 10504080/031106/0010808, 10504080/071106/0010855, 10504080/171106/0011351, 10504080/201106/0011411, 10504080/211106/0011458, 10504080/241106/0011629, 10504080/291106/0011773, 10504080/301106/0011831, 10504080/301106/0011838, 10504080/041206/0011902, 10504080/121206/0012270, 10504080/181206/0012532, 10504080/221206/0012755, 10504080/201206/0012649, 10504080/191206/0012581, 10504080/251206/0012843, 10504080/261206/0012939, 10504060/041206/0003398, 10504060/061206/0003429, 10504060/121206/0003486, 10504060/201206/0003612, 10504060/211206/0003633, 10504060/251206/0003672 на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан ввезен товар - феррохром, руда хромовая, концентрат марганцевый, ферросиликомарганец и ильментиновый концентрат.
Общество 07.12.2007 обратилось в таможню с заявлением N 17-12/01 о возврате (зачете) таможенных платежей, излишне уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в сумме 26571242,83 руб.
Решением таможни, выраженном в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747, обществу частично отказано в удовлетворении указанного заявления о зачете таможенных платежей, со ссылкой на то, что вопрос о статусе резидента государства - участника Соглашения, в отношении представительства общества не решен. Также, применив ст. 356 Таможенного кодекса, таможня указала на пропуск годичного срока и принятие 25.01.2008 положительного решения только по четырем ГТД на сумму 1242038,62 руб.
Считая выраженное в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747 решение таможни об отказе в удовлетворении заявления общества от 07.12.2007 N 17-12/01 о зачете излишне уплаченных таможенных платежей (ввозной пошлины) незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия выраженного в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747 решения таможни, требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
В силу п. 6 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" ввозные таможенные пошлины не применяются, в том числе, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров с таможенной территории Республики Казахстан, что соответствует положениям Соглашения о создании зоны свободной торговли, заключенного главами правительств государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.04.1994 (далее - Соглашение), участниками которого являются указанные страны.
По смыслу п. 9 Правил, применяемых в государствах-участниках Соглашения, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также эксплуатируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
При этом под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия и организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного пребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Исключением являются лица, которые подвергаются налогообложению только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Судами с учетом положений действующего таможенного законодательства правильно отмечено, что наличие у декларанта права на тарифные преференции зависит от наличия у него статуса резидента, а также подтверждения страны происхождения товара. Реализация права на тарифные преференции связана с документальным подтверждением указанных обстоятельств.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорный товар ввезен обществом на основании внешнеторговых контрактов с территории Республики Казахстан, следовательно, товар происходит из государства образующего вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли.
Кроме того, общество в момент декларирования товаров являлось резидентом Российской Федерации в значении, обозначенном Правилами.
Поскольку обществом при подаче ГТД право на предоставление ему преференций (льгот) не было заявлено, таможенные платежи уплачены в полном объеме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом излишне уплачены таможенные платежи, и правильно применили к спорным правоотношениям положения ст. 355 Таможенного кодекса.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества о признании недействительным решения таможни, выраженного в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747, об отказе в удовлетворении заявления общества от 17.12.2007 N 17-12/01 о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей, внесенных на счет таможни вышеуказанными платежными поручениями, в отношении названных ГТД.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2008 по делу N А76-6416/2008-51-172 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что спорный товар ввезен обществом на основании внешнеторговых контрактов с территории Республики Казахстан, следовательно, товар происходит из государства образующего вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли.
Кроме того, общество в момент декларирования товаров являлось резидентом Российской Федерации в значении, обозначенном Правилами.
Поскольку обществом при подаче ГТД право на предоставление ему преференций (льгот) не было заявлено, таможенные платежи уплачены в полном объеме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом излишне уплачены таможенные платежи, и правильно применили к спорным правоотношениям положения ст. 355 Таможенного кодекса.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества о признании недействительным решения таможни, выраженного в письме от 12.02.2008 N 04-39/1747, об отказе в удовлетворении заявления общества от 17.12.2007 N 17-12/01 о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей, внесенных на счет таможни вышеуказанными платежными поручениями, в отношении названных ГТД."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2009 г. N Ф09-1053/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника