Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 марта 2009 г. N Ф09-1283/09-С3
Дело N А60-19726/2008-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2008 по делу N А60-19726/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Курчавова Н.В. (доверенность от 26.12.2008 N 09-04).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Луна" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.06.2008 N 1970 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления доначисления земельного налога в сумме 12 310 руб., пеней в сумме 2661 руб. 47 коп., необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.11.2008 (резолютивная часть от 31.10.2008) заявленные требования удовлетворены; решение налогового органа в оспариваемой части признано недействительным
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 (резолютивная часть от 23.12.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 387, 389, 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, размер ставки по земельному налогу зависит от категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Отзыва на жалобу обществом не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по земельному налогу за 6 месяцев 2006 года составлен акт от 06.05.2008 N 2370 и принято решение от 26.06.2008 N 1970 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 12310 руб. и пени в сумме 2661 руб. 47 коп. Основанием для доначисления налога и пеней послужили выводы налогового органа о том, что обществом неправомерно применены различные ставки в зависимости от фактического использования земельного участка.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что размер налоговой ставки зависит от вида фактического использования земельного участка, в данном случае - от функционального назначения каждого из расположенных на нем объектов недвижимости.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии со ст. 394 Кодекса ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.
Ставки земельного налога указаны в приложении N 1 к названному решению. Для земельных участков занятых административно-управленческими зданиями и помещениями (за исключением зданий и помещений, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления) установлена ставка налога в размере 1,2%, для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами - 1,5%, для прочих земельных участков и доли в праве на земельный участок - 0,6%.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения соответствующих компетентных органов или в порядке принятия решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
В силу ст. 396 Кодекса кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года, следовательно, налоговая база определяется на конкретную дату, 1 января календарного года.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 390 Кодекса).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора купли-продажи от 14.03.2006 г. N 6-192 обществу передан в собственность земельный участок, относящийся к землям поселений, общей площадью 10118 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0603018:0016, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 34-б; на указанном земельном участке находятся здания гостиницы и боулинга, а также административно-бытовой корпус; согласно выписке из государственного земельного кадастра от 20.11.2007 N 41-02/07-38467 обществу принадлежит земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий вид разрешенного использования (назначения) "под здания боулинг-центра".
Учитывая, что объектом налогообложения является единый земельный участок, кадастровая стоимость которого в установленном порядке определена, следовательно, инспекцией правомерно исчислен налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости участка, установленной для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами.
При таких обстоятельствах основания для признания решения налогового органа недействительным в оспариваемой части отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2008 по делу N А60-19726/2008-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Луна" (зарегистрированного администрацией Октябрьского района г. Екатеринбурга 11.02.2002 N 10336, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 34-б) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Луна" (зарегистрированного администрацией Октябрьского района г. Екатеринбурга 11.02.2002 N 10336, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 34-б) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга судебные расходы по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
По мнению налогового органа, налогоплательщиком неверно определена налоговая база по земельному налогу, поскольку им применены различные ставки в зависимости от фактического использования земельного участка.
Суд указал, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Кроме того, согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В данном случае объектом налогообложения является единый земельный участок, кадастровая стоимость которого в установленном порядке определена, следовательно, налоговым органом правомерно исчислен налог по одной ставке от кадастровой стоимости участка, установленной для соответствующих земельных участков.
Применение различных ставок по земельному налогу в отношении одного земельного участка с одной категорией земель и одним видом разрешенного использования неправомерно.
Таким образом, доводы налогового органа о неверном определении налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу в результате применения различных ставок в зависимости от фактического использования земельного участка признаны обоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2009 г. N Ф09-1283/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника