Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 марта 2009 г. N Ф09-926/09-С1
Дело N А76-9811/2008-40-204
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Челябинской таможни (далее -таможня) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.10.2008 по делу N А76-9811/2008-40-204 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Шибаев А.С. (доверенность от 11.01.2009 N 11), Пономарев М.А. (доверенность от 17.03.2009 N 26).;
общества с ограниченной ответственностью "Галокомплект" (далее - общество) - Курьянов Д.В. (доверенность от 26.06.2008 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования таможни от 11.06.2008 N 72 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 06.10.2008 (судья Катульская И.К.) заявленные требования удовлетворены. Требование таможни от 11.06.2008 N 72 об уплате таможенных платежей признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, не передавая дело на новое рассмотрение в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, между обществом и "Оутокумпу Россия Ою" (Финляндия) заключены контракты от 29.01.2008 N 08107 и от 29.01.2008 N 08108 на вывоз с таможенной территории Российской Федерации товара - лома нержавеющей стали.
Обществом в феврале - апреле 2008 г. в таможню для таможенного оформления вывоза товара по указанным контрактам представлены десять грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД). При этом обществом уплачены авансовые платежи, в частности, платежным поручением от 12.02.2008 N 391 - на сумму 5100000 руб., платежным поручением от 28.01.2008 N 353 - на сумму 4327000 руб., платежным поручением от 28.02.2008 N 458 - на сумму 3000000 руб., платежным поручением от 07.03.2008 N 504 - на сумму 3600000 руб., платежным поручением от 17.03.2008 N 555 - на сумму 8300000 руб., платежным поручением от 27.03.2008 N 646 - на сумму 4100000 руб., платежным поручением от 02.04.2008 N 696 - на сумму 4000000 руб., платежным поручением от 08.04.2008 N 750 - на сумму 3900000 руб., платежным поручением от 25.04.2008 N 903 - на сумму 1100000 руб.
Общество в марте - мае 2008 г. представило в таможню с сопроводительными письмами документы, подтверждающие таможенную стоимость вывезенного товара, и о проведении корректировки суммы по представленным ранее ГТД.
В результате проведения таможней корректировки таможенной стоимости товаров по представленным ГТД вывозная таможенная пошлина по результатам контроля таможенной стоимости была доначислена, что подтверждается соответствующими отметками таможенного органа, проставленными в разделе "Б" на формах корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) от 05.06.2008 и от 09.06.2008.
Письмом от 05.06.2008 N 1-05/06 общество распорядилось списать дополнительно начисленные суммы вывозной таможенной пошлины по десяти представленным ранее ГТД с платежных поручений от 30.05.2008 N 1182 и от 04.06.2008 N 1201.
Таможня на основании указанного письма общества от 05.06.2008 N 1-05/06 произвела списание дополнительно начисленных сумм вывозной таможенной пошлины.
Письмом от 18.06.2008 N 04-37/7881 таможня направила обществу требование от 11.06.2008 N 72 о наличии у последнего задолженности по уплате суммы пени, возникшей в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей за товары, оформленные по десяти представленным ГТД на основании проведенной корректировки таможенной стоимости товаров. Согласно приложенному расчету таможни размер пени составил 64374,57 руб. Указанное требование таможни от 11.06.2008 N 72 должно быть исполнено обществом в срок до 05.07.2008.
Считая указанное требование таможни от 11.06.2008 N 72 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого требования таможни от 11.06.2008 N 72 положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частями 1, 3 ст. 330 Таможенного кодекса установлено, что авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 названного Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в феврале-апреле 2008 г. в таможню для таможенного оформления вывоза товара по контрактам от 29.01.2008 N 08107 и от 29.01.2008 N 08108 представлены десять ГТД. При этом обществом платежными поручениями уплачены авансовые платежи.
Апелляционный суд с учетом положений ст. 318, 319, 322, ч. 2 ст. 329 Таможенного кодекса, а также с учетом установленных по делу фактических обстоятельств правомерно отметил, что указанные действия общества по уплате авансовых платежей соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства и не противоречат положениям Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500.
Пунктом 1 ст. 349 Таможенного кодекса предусмотрено, что при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени.
Согласно п. 1-3 ст. 350 Таможенного кодекса требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с названным Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Частью 6 ст. 323 Таможенного кодекса предусмотрено, что, если в сроки выпуска товаров (ст. 152) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей. Дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на момент таможенного оформления вывозимого обществом товара таможня в графе 43 представленных обществом ГТД проставила признак корректировки таможенной стоимости, предусмотренный Приложением N 7 "Классификатор признаков корректировки таможенной стоимости" к Приказу Федеральной таможенной службы от 21.08.2007 N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", - "2" -таможенная стоимость не корректировалась и не принята в сроки выпуска товаров, в частности, товар выпущен без обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости.
Частью 3 ст. 323 Таможенного кодекса предусмотрено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с названным Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
В силу ч. 7 ст. 323 Таможенного кодекса в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.
Судами с учетом указанных положений норм права обоснованно отмечено, что в силу неизвестности цены реализуемого обществом товара на момент таможенного оформления таможенная стоимость спорного товара в данном конкретном случае могла быть определена только по результатам проведения таможней контроля таможенной стоимости товаров на основании дополнительно представленных документов.
Судами из имеющихся в материалах дела документов, в частности, из проставленных в разделе D "Таможенный контроль" бланков корректировки таможенной стоимости отметок, установлено, что указанный контроль таможенной стоимости товаров на основании дополнительно представленных обществом документов проведен таможней 09.06.2008.
При этом судами принято во внимание, что на момент таможенного оформления таможенные платежи были уплачены обществом в необходимом размере путем внесения на счет таможни авансовых платежей. На основании письма общества от 05.06.2008 N 1-05/06 таможня с платежных поручений от 30.05.2008 N 1182 и от 04.06.2008 N 1201 произвела списание дополнительно начисленных сумм вывозной таможенной пошлины, доначисленных по результатам контроля таможенной стоимости.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к правомерным выводам о том, что, поскольку у таможни в данном конкретном случае отсутствовали основания для начисления обществу пени, соответственно, выставленное таможней требование от 11.06.2008 N 72 об уплате таможенных платежей не соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания оспариваемого требования таможни от 11.06.2008 N 72 недействительным являются законными и обоснованными.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.10.2008 по делу N А76-9811/2008-40-204 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 7 ст. 323 Таможенного кодекса в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (ст. 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2009 г. N Ф09-926/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника