Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 марта 2009 г. N Ф09-1351/09-С1
Дело N А60-34586/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления N 15 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по делу N А60-34586/2008-С5 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Дюкарева Е.А. (доверенность от 11.01.2009 N 22);
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (далее - общество) - Калинин Д.А. (доверенность от 24.12.2008 N 494).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 11.11.2008 N 743 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 18000 руб.
Решением суда от 03.12.2008 (судья Горбашова И.В.) заявление общества удовлетворено частично. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено в части взыскания штрафа в сумме, превышающей 10000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Нилогова Т.С., Риб Л.Х.) решение суда отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Требования общества удовлетворены в полном объеме.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанное постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на ошибочность вывода апелляционного суда об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения обществом земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 183а, площадью 1980 кв.м.
В ходе проверки управлением установлен факт пользования обществом названным земельным участком без правоустанавливающих документов.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 07.11.2008 и протокол об административном правонарушении от 07.11.2008 N 650, на основании которых вынесено постановление от 11.11.2008 N 743 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 18000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности. При этом суд посчитал возможным снизить размер налагаемого на общество штрафа до 10000 руб. - минимальный размер, предусмотренный санкцией ст. 7.1 Кодекса.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования в полном объеме, апелляционный суд исходил из отсутствия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Статьей 7.1 Кодекса установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные гл. II и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на основании договора купли-продажи от 25.04.2005 N Ц0619-РМ05 приобрело отдельно стоящее здание, используемое в качестве автозаправочной станции, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 183а. Право собственности зарегистрировано 29.04.2005.
Распоряжением главы г. Екатеринбурга от 25.08.2005 N 2982-р из земельного участка площадью 2308 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 183а, сформированы два земельных участка площадью 1980 кв.м и 328 кв.м; утвержден проект границ земельного участка площадью 1980 кв.м; обществу предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 1980 кв.м по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 183а в аренду на 15 лет под существующую автозаправку. Общество обязано установить на местности границы земельного участка и провести его кадастровый учет в установленном порядке; оформить земельные отношения в Земельном комитете администрации г. Екатеринбурга в установленном порядке.
На момент проведения проверки общество не имело правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что обществом приняты все необходимые и достаточные меры для получения правоустанавливающих документов на названный земельный участок: заключен договор подряда от 03.10.2005 N 261 на установление границ земельного участка; землеустроительная документация неоднократно направлялась в адрес администрации г. Екатеринбурга для согласования; в адрес общества с ограниченной ответственностью "ЯВА-АЗС-сервис" направлялись письма с предложением прибыть для решения вопроса по согласованию границ земельного участка; направлялись запросы в Единый государственный реестр юридических лиц для получения сведений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЯВА-АЗС-сервис".
Поскольку исполнение обязанностей общества по оформлению правоустанавливающих документов в указанном случае напрямую зависит исключительно от оперативности действий уполномоченного органа местного самоуправления, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что вина общества в отсутствии правоустанавливающих документов на момент проведения проверки отсутствовала.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и отменил оспариваемое постановление управления.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по делу N А60-34586/2008-С5 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2009 г. N Ф09-1351/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника