Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 марта 2009 г. N Ф09-1460/09-С3
Дело N А07-12513/08-А-АГФ
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Жаворонкова Д.В., Первухина В.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18,12.2008 по делу N А07-12513/08-А-АГФ.
В судебном заседании принял участие представитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Им. 8-Марта" (далее - кооператив) - Сайфутдинов Р.З. (доверенность от 21.08.2008).
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции в реструктуризации задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 133 571 руб. 22 коп., по штрафу по НДФЛ в сумме 111 603 руб. 19 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 358 146 руб. 43 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 66 808 руб. 92 коп., по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 103 273 руб. 93 коп., по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 21 416 руб. 62 коп. Кроме того, кооператив просит обязать инспекцию заключить дополнительное соглашение о реструктуризации указанной задолженности, списать пени по НДФЛ в сумме 133 571 руб. 22 коп., штрафы по НДФЛ в сумме 111 603 руб. 19 коп. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2008 (резолютивная часть объявлена 11.12.2008; судья Ахметова Г.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В представленном отзыве кооператив возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Как следует из материалов дела, решением Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан (протокол от 27.02.2004 N 2) кооператив включен в программу финансового оздоровления. Инспекцией и кооперативом подписано соглашение от 13.02.2004 о реструктуризации долгов, в которое не были включены задолженность по пеням по НДФЛ и штрафы по указанному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о заключении дополнительного соглашения о реструктуризации долгов по пеням в сумме 133 571 руб. 22 коп. и штрафу в сумме 111603 руб. 19 коп. по НДФЛ, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 358 146 руб. 43 коп. , по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 71171 руб. 96 коп. , по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 103 273 руб. 93 коп. , по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 21 416 руб. 62 коп
Инспекция в письме от 14.08.2008 N 13-13/09417 отказала в удовлетворении заявления, сославшись, на то, что в соответствии с протоколом Федеральной Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению от 25.02.2003 задолженность по НДФЛ и по взносам на обязательное пенсионное страхование не подлежит реструктуризации.
Полагая, что отказ во включении в реструктуризацию указанной суммы незаконен, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из принципа однократности участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и наличия у общества права на реструктуризацию задолженности по состоянию на 01.02.2004.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71,ч. 4,5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Право на реструктуризацию долгов предоставляется при условии уплаты в полном объеме сельскохозяйственным товаропроизводителем текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз.
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона федеральная комиссия: организует работу территориальных комиссий; определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов. Территориальные комиссии: определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Судом установлено, что у общества отсутствуют долги по текущим налоговым платежам, что подтверждается актом сверки, составленным по состоянию на 05.12.2008. Поскольку указанными актами не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не установлено исключений для налоговых агентов, Межведомственная республиканская комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Республике Башкортостан не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих или не подлежащих реструктуризации, суд пришел к правомерному выводу о возможности включения соответствующих сумм в реструктуризацию на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации долгов от 13.02.2004, и обоснованно удовлетворил заявление кооператива.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2008 по делу N А07-12513/08-А-АГФ оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1, 2 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на 1-е число месяца подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
...
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет право на реструктуризацию долгов только один раз.
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона федеральная комиссия: организует работу территориальных комиссий; определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов. Территориальные комиссии: определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов; осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2009 г. N Ф09-1460/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника