Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 марта 2009 г. N Ф09-822/09-С1
Дело N А07-16006/2008-А-КРК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Ишимбаевского района и г. Ишимбай (далее - инспектор, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2008 по делу N А07-16006/2008-А-КРК.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспектором заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
Открытое акционерное общество "Уфанет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 01.09.2008 N 169 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 28.11.2008 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, административный орган просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.05.2008 на крыше дома, расположенного по адресу: г. Ишимбай, просп. Ленина, д. 33, произошел пожар. По результатам проведенной по данному факту проверки административным органом вынесено постановление от 11.08.2008 об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в связи с выявлением нарушения стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекших возникновение пожара, административным органом составлен протокол от 01.09.2008 N 169 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 Кодекса.
Постановлением административного органа от 25.09.2008 N 169 общество было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 35 000 руб.
Считая указанное постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления административным органом доказательств виновности общества в совершении административного правонарушения и истечения срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Проверив обоснованность доводов, приведенных административным органом, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа.
В ч. 2 ст. 2.1 Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", которым на операторов связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним, заключением эксперта от 30.05.2008, согласно которому возникновение пожара в результате короткого замыкания электрических проводов, располагавшихся в металлическом ящике, является маловероятным, пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не представлено доказательств того, что возникновение пожара произошло вследствие нарушения обществом правил пожарной безопасности.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть принято по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения.
Из материалов дела видно, что правонарушение выявлено административным органом 21.05.2008, следовательно, постановление о привлечении общества к административной ответственности должно быть вынесено инспекцией не позднее 22.07.2008.
Таким образом, на момент вынесения административным органом постановления от 25.09.2008 срок давности привлечения общества к административной ответственности истек. Истечение срока исключает производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса.
Довод административного органа о том, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судом кассационной инстанции отклоняется.
Частью 4 ст. 4.5 Кодекса установлено, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Из приведенной нормы следует, что производство по уголовному делу в отношении физического лица не приостанавливает течение срока давности привлечения к административной ответственности юридического лица.
В рассматриваемом случае постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено в отношении должностных лиц общества, а не в отношении юридического лица.
Доводы, изложенные в жалобе, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2008 по делу N А07-16006/2008-А-КРК оставить без изменения, кассационную жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Ишимбаевского района и г. Ишимбай - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что правонарушение выявлено административным органом 21.05.2008, следовательно, постановление о привлечении общества к административной ответственности должно быть вынесено инспекцией не позднее 22.07.2008.
Таким образом, на момент вынесения административным органом постановления от 25.09.2008 срок давности привлечения общества к административной ответственности истек. Истечение срока исключает производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса.
...
Частью 4 ст. 4.5 Кодекса установлено, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Из приведенной нормы следует, что производство по уголовному делу в отношении физического лица не приостанавливает течение срока давности привлечения к административной ответственности юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2009 г. N Ф09-822/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника