Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 марта 2009 г. N Ф09-1711/09-С2
Дело N А71-8922/2008-А17
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Сухановой Н.Н., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики (далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.10.2008 по делу N А71-8922/2008-А17 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Елькина В.В. (далее - предприниматель) штрафа, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Поводом для обращения в суд послужило неисполнение в добровольном порядке требования об уплате штрафа, выставленного на основании решения управления от 15.04.2008 N 1696, принятого по итогам проверки предпринимателя по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2008 (судья Смаева С.Г.), оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 (судьи Григорьева Н.П., Борзенкова И.В., Сафонова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды мотивировали свой отказ тем, что управлением нарушен, установленный ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок привлечения предпринимателя к ответственности.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению управления, процедура привлечения предпринимателя к ответственности за совершение правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования им соблюдена, порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, установленный Кодексом, к спорным правоотношениям неприменим.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований к отмене судебных актов не нашел.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Законом N 27-ФЗ не предусмотрен.
Вместе с тем ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок осуществления налогового контроля, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы гл. 14 Кодекса, в частности ст. 101.4.
В соответствии со ст. 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом, в этом случае датой вручения акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, при несогласии с фактами, изложенными в акте, вправе в течение 10 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту.
По истечении данного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает указанный акт в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
Согласно п. 12 ст. 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения вышестоящим органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что акт от 25.03.2008 N 1696 управление направило в адрес предпринимателя заказной корреспонденцией. Заказное письмо вернулось в управление с отметкой "за истечением срока хранения" 22.05.2008, тогда как решение о привлечении предпринимателя к ответственности принято 15.04.2008.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что неисполнение управлением требований, установленных ст. 101.4 Кодекса, и лишение предпринимателя права на представление возражений и объяснений являются существенными нарушениями порядка вынесения решения о привлечении лица к ответственности, и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований управления и взыскания с предпринимателя штрафа в сумме 123 руб. 20 коп. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.10.2008 по делу N А71-8922/2008-А17 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что акт от 25.03.2008 N 1696 управление направило в адрес предпринимателя заказной корреспонденцией. Заказное письмо вернулось в управление с отметкой "за истечением срока хранения" 22.05.2008, тогда как решение о привлечении предпринимателя к ответственности принято 15.04.2008.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что неисполнение управлением требований, установленных ст. 101.4 Кодекса, и лишение предпринимателя права на представление возражений и объяснений являются существенными нарушениями порядка вынесения решения о привлечении лица к ответственности, и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований управления и взыскания с предпринимателя штрафа в сумме 123 руб. 20 коп. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.10.2008 по делу N А71-8922/2008-А17 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2009 г. N Ф09-1711/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника