Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 марта 2009 г. N Ф09-886/09-С4
Дело N А60-27271/2008-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Ирбитское лесотопливное предприятие" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2008 по делу N А60-27271/2008-С5 по заявлению предприятия к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области (далее - инспекция) о признании решения регистрирующего органа незаконным.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Стихина И.В. (доверенность от 15.01.2009 N 09-14/00540).
Представители предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие в лице председателя ликвидационной комиссии обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение инспекции от 07.08.2008 N 7 об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) необходимых для государственной регистрации документов и обязать инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Решением суда от 27.11.2008 (судья Италмасова Е.Г.) в удовлетворении заявления отказано. Определением об исправлении опечатки от 24.12.2008 резолютивная часть решения дополнена пунктом о взыскании с предприятия в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - п. 1 ст. 21 Закона о регистрации. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно сослался на положения п. 1 ст. 21 Закона о регистрации, регулирующие порядок направления заявления о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, между тем к спорным отношениям подлежали применению нормы п. 3 ст. 20 Закона о регистрации об уведомлении регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которые не предусматривают обязанность направления в регистрирующий орган доказательств публикации сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке предъявления требований кредиторов.
Как следует из материалов дела, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принято распоряжение от 16.05.2006 N 300 о ликвидации предприятия и утверждении ликвидационной комиссии.
Публикация сообщения о ликвидации предприятия произведена в "Вестнике государственной регистрации" от 06.09.2006 N 35.
В Единый государственный реестр юридических лиц 15.09.2006 внесены записи о принятии решения о ликвидации предприятия, о формировании ликвидационной комиссии (свидетельства серии 66 N 004942394, N 004942395).
Распоряжением от 13.09.2007 N 299 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом утвердило промежуточный ликвидационный баланс предприятия по состоянию на 01.06.2007.
Инспекцией 01.08.2008 были получены документы для государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия, в том числе уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003, промежуточный ликвидационный баланс на 01.06.2007, распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 13.09.2007 N 299.
Инспекцией 07.08.2008 принято решение N 7 об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления заявителем документа, подтверждающего публикацию в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации предприятия, порядке и сроке предъявления требований кредиторов.
Полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что им были представлены все необходимые документы для регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, исходя из того, что отказ инспекции в государственной регистрации является правомерным, поскольку заявителем, не представившим в регистрирующий орган документ, подтверждающий публикацию в органе печати сведений о ликвидации юридического лица, нарушен порядок представления документов, установленный п. 1 ст. 21 Закона о регистрации.
Вывод суда первой инстанции является ошибочным ввиду неправильного применения норм материального права - п. 1 ст. 21 Закона о регистрации - и неприменения подлежащих применению положений п. 3 ст. 20 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредитором требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма Р15003 уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, согласно которой вместе с уведомлением в регистрирующий орган должен быть представлен промежуточный ликвидационный баланс и в случаях, установленных законом, доказательства согласования промежуточного ликвидационного баланса с соответствующим органом.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган для регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса были представлены все необходимые документы: уведомление по форме Р15003, промежуточный ликвидационный баланс и распоряжение соответствующего органа о его утверждении.
Исходя из положений Закона о регистрации при уведомлении регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса представление документа, подтверждающего публикацию в органе печати сведений о ликвидации юридического лица, не требуется.
При таких обстоятельствах решение инспекции от 07.08.2008 N 7 об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления заявителем документа, подтверждающего публикацию в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации предприятия, порядке и сроке предъявления требований кредиторов, не соответствует положениям ст. 20 Закона о регистрации.
Кроме того, из материалов дела следует, что предусмотренное п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о публикации сведений о ликвидации предприятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, заявителем соблюдено, публикация сообщения о ликвидации предприятия произведена в "Вестнике государственной регистрации" от 06.09.2006 N 35.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права, заявление предприятия - удовлетворению в полном объеме на основании ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2008 по делу N А60-27271/2008-С5 с учетом определения об исправлении опечатки от 24.12.2008 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области от 07.08.2008 N 7.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса государственного унитарного предприятия "Ирбитское лесотопливное предприятие".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган для регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса были представлены все необходимые документы: уведомление по форме Р15003, промежуточный ликвидационный баланс и распоряжение соответствующего органа о его утверждении.
Исходя из положений Закона о регистрации при уведомлении регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса представление документа, подтверждающего публикацию в органе печати сведений о ликвидации юридического лица, не требуется.
При таких обстоятельствах решение инспекции от 07.08.2008 N 7 об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления заявителем документа, подтверждающего публикацию в "Вестнике государственной регистрации" сообщения о ликвидации предприятия, порядке и сроке предъявления требований кредиторов, не соответствует положениям ст. 20 Закона о регистрации.
Кроме того, из материалов дела следует, что предусмотренное п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о публикации сведений о ликвидации предприятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, заявителем соблюдено, публикация сообщения о ликвидации предприятия произведена в "Вестнике государственной регистрации" от 06.09.2006 N 35."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2009 г. N Ф09-886/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника