Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 апреля 2009 г. N Ф09-1648/09-С6
Дело N А34-4090/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Семеновой З.Г., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.11.2008 по делу N A34-4090/2008.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокурора Курганской области - Войнова О.А. (удостоверение N 162429);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - департамент, ранее - Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области) - Фоминых О.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-01-01);
общества с ограниченной ответственностью "Корунд" (далее - общество "Корунд") - Щекина И.Б. (доверенность от 29.07.2008).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. От муниципального учреждения г. Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды" (далее - учреждение "Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды") поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 31.03.2009, был объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 01.04.2009. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокурора Курганской области - Васильева М.А., старший прокурор прокуратуры Свердловской области (удостоверение N 162430);
департамента - Фоминых О.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-01-01);
общества "Корунд" - Щекина И.Б. (доверенность от 29.07.2008).
Прокурор Курганской области обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 05.07.2007 N 447-р "О предоставлении земельного участка в собственность обществу "Корунд".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество "Корунд", администрация г. Кургана, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области, учреждение "Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.11.2008 (резолютивная часть от 13.11.2008; судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор Курганской области просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение п. 3 ст. 33, ст. 35, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение требований ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды" просило обжалуемое решение оставить без изменения ввиду необоснованности доводов заявителя.
Как установлено судом, постановлением администрации г. Кургана от 29.07.1992 N 770.3 "О закреплении границ фактического землепользования Курганскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Прачечная N 2" по ул. Гоголя, 10 в г. Кургане" Курганскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Прачечная N 2" (далее -предприятие ЖКХ "Прачечная N 2") предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 1,0 га для производственных целей по ул. Гоголя, 10, выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
В связи с реорганизацией предприятия ЖКХ "Прачечная N 2" распоряжением мэра г. Кургана от 28.07.2000 N 3965-р земельный участок площадью 0,999 га был изъят у предприятия ЖКХ "Прачечная N 2" и предоставлен муниципальному унитарному предприятию "Кургансоцопт" (далее - предприятие "Кургансоцопт") в аренду сроком на 20 лет для обслуживания здания прачечной N 2 по ул. Гоголя, 10, с предприятием был заключен договор аренды земли.
По договору купли-продажи от 05.12.2006 общество "Корунд" приобрело у предприятия "Кургансоцопт" здание прачечной общей площадью 796,5 кв.м по ул. Гоголя, 10, право собственности покупателя зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Курганской области (свидетельство о государственной регистрации права на указанное здание от 13.02.2007 серии 45 АБ N 119053).
Также ранее в соответствии с договором купли-продажи от 14.07.2004 общество "Корунд" приобрело у предприятия "Кургансоцопт" не завершенное строительством здание котельной N 2, расположенное по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, 8.
Согласно выкопировке из плана г. Кургана не завершенное строительством здание котельной N 2 и здание прачечной расположены на смежных участках.
Постановлением администрации г. Кургана от 16.05.2007 N 2347 обществу "Корунд" утвержден проект границ земельного участка площадью 0,2924 га для эксплуатации здания прачечной по ул. Гоголя, 10 в г. Кургане. Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.11.2008, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления прокурора Курганской области о признании недействительным данного ненормативного акта отказано.
Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области 05.07.2007 принято оспариваемое распоряжение N 447-р о предоставлении в собственность обществу "Корунд" вышеуказанного земельного участка.
На основании данного распоряжения осуществлено межевание спорного земельного участка площадью 2924 кв.м (землеустроительное дело по предоставлению земельного участка обществу "Корунд" в собственность для эксплуатации и обслуживания здания прачечной по адресу: г. Курган, ул. Гоголя, 10), земельный участок поставлен на кадастровый учет под N 45:25:070211:51.
Между Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области и обществом "Корунд" 27.07.2007 заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, за последним зарегистрировано право собственности на данный участок (свидетельство о государственной регистрации права от 22.02.2008 N 45АБ200320).
В соответствии с постановлением администрации г. Кургана от 26.12.2007 N 6849 обществу "Корунд" разрешено изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка с вида разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания здания прачечной" на вид разрешенного использования "на размещение многоквартирного дома со встроенными жилыми помещениями".
Прокуратурой Курганской области в июле-августе 2008 г. проведена проверка соблюдения законодательства при строительстве многоэтажного жилого дома по ул. Гоголя, 10 в г. Кургане, по результатам которой составлена справка от 01.08.2008, где указано, что земельный участок площадью 0,3 га был предоставлен обществу "Корунд" для эксплуатации здания прачечной в нарушение требований ст. 30.1, ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Территория площадью 0,2 га была предоставлена юридическому лицу незаконно, при отсутствии каких-либо правовых оснований.
В связи с изложенным прокурор Курганской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 05.07.2007 N 447-р "О предоставлении земельного участка в собственность обществу "Корунд".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 названного Кодекса).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение издано Департаментом государственного имущества и промышленной политики Курганской области в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области", п. 7, п. 16 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области, утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 315.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что общество "Корунд" является собственником находящейся на спорном земельном участке недвижимости, суд пришел к правильному выводу о наличии у него исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для использования данных объектов, в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд правомерно отклонил доводы прокурора Курганской области о предоставлении в данном случае земельного участка в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на спорном земельном участке располагались незавершенное строительством здание котельной и здание прачечной, принадлежащие обществу "Корунд", а следовательно указанный участок не мог быть предоставлен для жилищного строительства с соблюдением требований, установленных ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, оспариваемым распоряжением земельный участок предоставлен в собственность обществу "Корунд" не для целей жилищного строительства, а для эксплуатации и обслуживания находящейся на нем недвижимости.
Пунктом 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 указанного Кодекса. Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 3, 4 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства на основании договора о проведении землеустройства.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводится с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (п. 5 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396).
Судом установлено, что при уточнении границ спорного земельного участка были учтены технические (архитектурные) требования, связанные с категорией и разрешенным использованием земель, окружающей застройкой, коммуникациями, границами соседних землепользований, подъездами и подходами к зданиям, доказательств нарушения градостроительных норм и правил при уточнении размера спорного земельного участка заявителем не представлено.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.11.2008, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления прокурора Курганской области о признании недействительным постановления администрации г. Кургана от 16.05.2007 N 2347 "Об утверждении обществу "Корунд" проекта границ земельного участка для эксплуатации здания прачечной по ул. Гоголя, 10 в г. Кургане" отказано.
Поскольку доказательств того, что при вынесении распоряжения о предоставлении в собственность общества "Корунд" спорного земельного участка были нарушены требования действующего законодательства, а также права и законные интересы иных субъектов предпринимательской деятельности, Курганской области, муниципального образования "Город Курган" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не представлено, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению в связи с изложенным выше.
При названных обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.11.2008 по делу N А34-4090/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 указанного Кодекса. Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 3, 4 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства на основании договора о проведении землеустройства.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводится с учетом таких характеристик, как принадлежность к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенное использование, осуществляемое в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площадь, местоположение границ, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (п. 5 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2009 г. N Ф09-1648/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника