Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2010 г. N Ф09-2802/10-С2 по делу N А47-6281/2008
Дело N А47-6281/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Беликова М.Б., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке (далее - управление, страховщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2009 по делу N А47-6281/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "УралМетКом" (далее - общество, страхователь) - Слепенко Е.Ю. (доверенность от 13.01.2010).
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества 1 417 155 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 43 393 руб. 74 коп. пеней на недоимку по взносам на страховую часть трудовой пенсии.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее -налоговый орган).
Согласно представленной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год сумма начисленных страховых взносов общества составила 10 224 524 руб. на страховую часть пенсии и 1 809 828 руб. на накопительную часть пенсии; общество уплатило указанные суммы в бюджет.
Вместе с тем управление начислило 56 430 руб. 33 коп. пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам за 2007 год и пеней выставлено требование от 21.07.2008 N 2948, которое обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о принудительном взыскании за несвоевременную уплату страховых взносов согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167 "О пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 15.12.2001 N 167).
Решением суда первой инстанции от 15.10.2009 (судья Е.Ю. Хижняя ) в удовлетворении требований отказано. Суд, исходя из того, что сумма страховых взносов, указанная обществом в декларации, уплачена им в полном объеме в установленные законодательством сроки, пришел к выводу об отсутствии оснований у управления для зачисления спорных сумм страховых взносов за 2007 год в уплату взносов за 2006 год.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд также сделал вывод о том, что факт наличия у правопредшественника общества - общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский областной Вторчермет" (далее правопредшественник) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование управлением документально не подтвержден.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов указывает, что общество, согласившись с суммами недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за своего правопредшественника, не исполнило обязанности по внесению платежей за 2006 год, при этом налоговый орган, осуществляющий контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, но не обладающий полномочиями по взысканию спорных сумм, подтвердил имеющуюся у страхователя задолженность.
В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными, при этом поясняет, что управление не обладает полномочиями по изменению назначения платежа, указанного в платежных поручениях за 2007 год, и по осуществлению зачета платежей, произведенных в 2007 году в счет внесения платежей за 2006 год.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона от 15.12.2001 N 167 страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона от 15.12.2001 N 167 страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Внесение авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 5 ст. 24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Статьей 25 указанного Закона обязанность осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления данной задолженности.
В силу п. 1 ст. 25.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 указанного Закона).
Пунктом 1 ст. 26 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Суды, исследовав соответствии с требованиями, установленными ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценив совокупность документов (декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, копии платежных поручений от 15.01.2007 N 00159, от 08.02.2007 N 00955, от 13.06.2007 N 03788 и др., письма от 09.08.2007 N 115, от 03.04.2008 N 54, ведомость уплаты страховых взносов, акты сверки), представленных в материалы дела, правомерно установили, что сумма страховых взносов, указанная обществом в декларации за 2007 год, уплачена им в полном объеме в установленные законом сроки; управлением не доказаны ни размер, ни принадлежность задолженности к конкретному отчетному периоду.
Судами также установлено, что у страховщика не имелось ни правовых оснований, ни полномочий для осуществления зачета спорных сумм в уплату страховых взносов за 2006 год; поскольку управлением в нарушение требований, предусмотренных ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих вынесение им решений о проведении зачета платежей, произведенных в 2007 году, в счет уплаты задолженности за правопредшественника за период 2006 года, равно как не представлено доказательств, подтверждающих факт направления писем в налоговый орган для принятия такого решения в соответствии с имеющимися у него полномочиями, свидетельствующих о наличии задолженности общества перед управлением.
Достаточных доказательств, подтверждающих наличие реальной задолженности за 2007 год (без переходящих остатков) по страховым взносам, управлением в материалы настоящего дела не представлено.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у общества задолженности по страховым взносам за 2007 год соответствует материалам дела и требованиям вышеназванного нормативного акта.
Кроме того, стороны подтвердили, что постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.09.2009 по делу N Ф09-7058/2009-С2 установлен пропуск налоговым органом предельного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки с общества по ЕСН и страховым взносам за IV квартал 2005 года в общей сумме 2 625 462 руб., в состав которой входит спорный переходящий остаток.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.10.2009 по делу N А47-6281/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 25.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 указанного Закона).
Пунктом 1 ст. 26 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2010 г. N Ф09-2802/10-С2 по делу N А47-6281/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника