Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 апреля 2010 г. N Ф09-2860/10-С6 по делу N А50-40358/2009
Дело N А50-40358/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Смирнова А.Ю., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэротурсервис" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2010 по делу N А50-40358/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Формакидов Д.А. (доверенность от 15.03.2010);
Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее -Департамент) - Полежаева А.С. (доверенность от 28.12.2009 N 223).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту о признании незаконным отказа в выкупе арендуемого нежилого помещения общей площадью 309,1 кв.м на 1-м этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский р-н, ул. Крисанова, д. 19, выраженного в решении от 05.11.2009.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермские авиалинии" (далее - предприятие "Пермские авиалинии").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2010 (судья Торопицын СВ.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неприменение судом Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ), а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает, что Департаментом необоснованно отказано в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, поскольку общество арендовало спорное помещение более двух лет на основании договора аренды от 16.08.2005 N 1441-05Д с учетом соглашения о перемене лица в обязательстве от 19.12.2006. Общество указывает, что при решении вопроса о зачете в срок пользования субъектом малого и среднего предпринимательства арендованным имуществом должно засчитываться время пользования предыдущего арендатора, независимо от того, является ли он субъектом малого предпринимательства. По мнению заявителя, унитарные предприятия не могут оцениваться с точки зрения возможности их отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с их особым статусом как участника гражданского оборота.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент считает решение законным и не подлежащим отмене.
При рассмотрении спора судом установлено, что нежилое помещение общей площадью 309,1 кв.м на 1-м этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский р-н, ул. Крисанова, д. 19 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Город Пермь", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2006 (л.д. 80).
Согласно распоряжению Департамента от 16.11.2009 N 196 указанное имущество включено в состав имущества муниципальной казны (л.д. 77-78).
Между Департаментом (арендодатель), муниципальным учреждением "Жилищная служба" Дзержинского района г. Перми (балансодержатель) и предприятием "Пермские авиалинии" (арендатор) заключен договор аренды от 16.08.2005 N 1441-05Д объекта муниципального нежилого фонда нежилого помещения общей площадью 309,1 кв.м на 1-м этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский р-н, ул. Крисанова, д. 19 (л.д. 9-16).
Срок действия названного договора аренды установлен сторонами с 01.06.2005 по 01.06.2010.
Федеральной регистрационной службой по Пермскому краю 02.02.2006 произведена государственная регистрация договора аренды (л.д. 23).
Департаментом (арендодатель), предприятием "Пермские авиалинии" (арендатор-1) и обществом (арендатор-2) подписано соглашение от 19.12.2006 о перемене лица в обязательстве, согласно которому предприятие "Пермские авиалинии" передает обществу, а общество в полном объеме принимает на себя все права и обязательства предприятия "Пермские авиалинии" по вышеуказанному договору аренды (л.д. 24-25).
Пунктом 4 соглашения установлено, что с момента вступления в действие соглашения арендатор-1 из обязательства выбывает и обязанным лицом перед арендодателем по договору аренды становиться арендатор-2.
Государственная регистрация указанного соглашения произведена 02.02.2007.
По акту приема-передачи от 01.01.2007 спорное имущество передано от предприятия "Пермские авиалинии" к обществу (л.д. 72).
Общество 13.10.2009 направило в адрес Департамента заявку на выкуп указанного арендуемого имущества с приложением необходимых документов (л.д. 47-49).
Решением постоянно действующей комиссии по приватизации муниципального имущества и проведению аукционов и конкурсов от 05.11.2009 обществу отказано в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества - нежилого помещения общей площадью 309,1 кв.м на 1-м этаже жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский р-н, ул. Крисанова, д. 19 (л.д. 81).
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы комиссии о нарушении заявителем ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а именно о нахождении арендуемого имущества у заявителя во временном владении и (или) временном пользовании на основании договора аренды непрерывно менее двух лет до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Общество, полагая, что отказ Департамента в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрено, что субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении следующих условий: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона 22.07.2008 N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст.3 данного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
На основании п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ определено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 названного Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 7 информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ", определяя срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 данного Закона, суды должны исходить из того, что в названный срок включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение. При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства.
Таким образом, в двухлетний срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, определенный п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом прежним арендатором, при условии, что он соответствует критериям малого или среднего предпринимательства.
Исходя из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственные и муниципальные унитарные предприятия не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суд, исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установил, что до того, как общество стало арендатором по договору аренды от 16.08.2005 N 1441-05Д, арендатором являлось предприятие "Пермские авиалинии", которое не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом прежним арендатором не подлежит учету при определении срока аренды, указанного в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что с момента заключения соглашения о перемене лица в обязательстве от 19.12.2006 на дату вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (05.08.2008) два года не истекли, а срок владения и (или) пользования предприятием "Пермские авиалинии" муниципальным имуществом не подлежит включению в указанный срок, суд пришел к верному выводу о том, что обществом не соблюдены условия п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2010 по делу N А50-40358/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэротурсервис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установил, что до того, как общество стало арендатором по договору аренды от 16.08.2005 N 1441-05Д, арендатором являлось предприятие "Пермские авиалинии", которое не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом прежним арендатором не подлежит учету при определении срока аренды, указанного в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что с момента заключения соглашения о перемене лица в обязательстве от 19.12.2006 на дату вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (05.08.2008) два года не истекли, а срок владения и (или) пользования предприятием "Пермские авиалинии" муниципальным имуществом не подлежит включению в указанный срок, суд пришел к верному выводу о том, что обществом не соблюдены условия п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2010 г. N Ф09-2860/10-С6 по делу N А50-40358/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника