Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 апреля 2010 г. N Ф09-3054/10-С5 по делу N А07-19878/2009
Дело N А07-19878/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Вербенко Т.Л., Васильченко Н.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" (далее - общество "БМК") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу N А07-19878/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании принял участие представитель общества "БМК" -Кабанов К.А. (доверенность от 10.12.2009 N 257/6-09).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -общество "РЖД") о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "БМК" о взыскании 197595 руб. штрафа за превышение грузоподъемности вагона.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2009 исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены.
Решением суда от 24.11.2009 (судья Насыров М.М.) исковые требования удовлетворены: с общества "БМК" в пользу общества "РЖД" взыскано 197595 руб. суммы штрафа за превышение грузоподъемности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 (судьи Рачков В.В., Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л.) решение суда изменено: с общества "БМК" в пользу общества "РЖД" взыскано 147945 руб. штрафа за превышение грузоподъемности, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе общество "БМК" просит постановление арбитражного апелляционного суда изменить в части, ссылаясь на неправильное толкование норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судом необоснованно отклонен довод ответчика об отсутствии перегрузки в вагоне N 52871233. По мнению заявителя, при составлении коммерческого акта от 17.09.2008 N ГОР 0802193/249, на основании которого производится начисление и взыскание штрафных санкций, работником железной дороги в разделе "Д" занижена масса тары вагона на 1000 кг., что повлекло неверный расчет штрафа за превышение грузоподъемности. В обоснование свой позиции заявитель представил расчет массы груза, произведенный на основании рекомендаций МИ 2815-2003. Основываясь на произведенных расчетах, заявитель полагает, что масса груза в накладной указана верно, оснований для применения штрафных санкций у суда не имелось.
Общество "РЖД" в письменном отзыве на жалобу указало, что считает доводы заявителя несостоятельными, судебный акт - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителями кассационной жалобы постановление суда апелляционной жалобы обжалуется в части отсутствия перегруза в вагоне N 52871233, законность судебного акта в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы заявителя (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по отправке N ЭУ 661956 вагонов N 53144663, N 52992179, N 52992435, N 53140125 на станции Агрыз Горьковской ж.д. было произведено контрольное взвешивание указанных вагонов на вагонных весах марки ВТВ-Д, клейменных 03.04.2008, с погрешность _1%. По документам значится, что масса груза определена грузоотправителем на вагонных весах (200 кг.) _2% По результатам контрольного взвешивания было установлено:
- вагон N 53144663 по документам значится: г/п 70 т, вес брутто 92700 кг., тара 23300 кг., нетто 69400 кг., фактически оказалось: вес брутто 93700 кг., тара с бруса 23300 кг., вес нетто 74400 кг., то есть более документа на 1000 кг. и более г/п на 400 кг;
- вагон N 52992179 по документам значится: г/п 70 т, вес брутто 91900 кг., тара 23300 кг. нетто 68600 кг., фактически оказалось: вес брутто 93100 кг., тара с бруса 23300 кг., нетто 69800 кг., то есть более документа на 1200 кг.;
- вагон N 52992435 по документам значится: г/п 70 т, вес брутто 92900 кг., тара с бруса 23300 кг., вес нетто 69600 кг., фактически оказалось: брутто 93900 кг., тара с бруса 23300 кг., нетто 69600 кг., то есть более документа на 1000 кг. и более г/п на 600 кг;
- вагон N 53140125 по документам значится г/п 70 т, вес брутто 92900 кг., тара с бруса 23300 кг., вес нетто 69700 кг., фактически оказалось: брутто 95000 кг., тара с бруса 23200 кг., вес нетто 71800 кг., то есть более документа на 2100 кг. и более г/п на 1 800 кг.
По данному факту был составлен коммерческий акт от 17.09.2008 N ГОР 0802190/247 и акт общей формы от 17.09.2008N 06/238, в которых также зафиксировано, что общий вес груза по документам значится 277300 кг., фактически вес оказался 282600 кг., то есть более на 5300 кг. без учета предельного отклонения результата измерений массы.
Согласно коммерческому акту от 17.09.2008 N ГОР 0802190/247 произведен расчет штрафа в сумме 98965 руб.
По отправке N ЭУ 661786 вагонов N 52811627, N 52871233 на станции Агрыз Горьковской ж.д. было произведено контрольное взвешивание вагонов на вагонных весах марки ВТВ-Д, клейменных 03.04.2008 с погрешность _1%. По документам значится, что масса груза определена грузоотправителем на вагонных весах (200 кг.). По результатам контрольного взвешивания было установлено:
- вагон N 52811627 по документам значится: масса брутто 92800 кг., тара 23 300 кг., нетто 69500 кг, фактически - брутто 95900 кг., тара 23300 кг., нетто 72 600 кг., то есть более документа на 3100 кг. и более г/п на 3100 кг;
- вагон N 52871233 по документам значится: масса брутто 93300 кг., тара 3 300 кг., нетто 70000 кг., фактически - брутто 94400 кг., тара 22300 кг., нетто 72100 кг., то есть более документа на 2100 кг. и более г/п на 2 100 кг.
Общий вес груза по документам - 139500 кг., фактический - 144700 кг., то есть более на 5200 кг. без учета предельного отклонения результата измерений массы.
Указанные обстоятельства были зафиксированы в коммерческом акте от 17.09.2008 N ГОР 0802193 /249 и акте общей формы от 17.09.2008 N 06/240.
Согласно коммерческому акту от 17.09.2008 N ГОР 0802193/249 произведен расчет штрафа в сумме 98630 руб.
За превышение грузоподъемности вагона общество "РЖД" на основании указанных актов начислило обществу "БМК" штраф в сумме 197595 руб. и направило в адрес ответчика уведомления от 11.09.2009 N 762, 764 с требованием оплатить указанную сумму.
Неисполнение ответчиком содержащихся в уведомлениях требований послужило основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суды первой инстанции исходили из наличия правовых оснований для привлечения общества "БМК" к ответственности, предусмотренной ст. 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), в виде штрафа за превышение грузоподъемности вагона.
Изменяя решение суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для начисления штрафа в сумме 49650 руб. за перегруз вагона N 53144663.
Оспаривая постановление суда апелляционной инстанции, заявитель указывает на то, что перегруз вагона N 52871233 менее предельного отклонения - 1722 кг., в связи с чем полагает, что оснований для взыскания штрафа не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании железнодорожной транспортной накладной N ЭУ 661786 общество "БМК" передало к перевозке вагон N 52871233 грузоподъемностью 70 т, вес брутто - 93300 кг., тара - 23300 кг, нетто - 70000 кг.
В результате контрольного взвешивания вагона N 52871233 на станции Агрыз Горьковской ж.д. обнаружено, что фактически масса составляет: брутто -94400 кг, масса тары - 22300 кг, нетто - 72100 кг, то есть более документа на 2100 кг. и более г/п на 2100 кг.
Согласно результатам измерения веса состава в движении от 16.09.2008 масса вагона N 52871233 - 95400 кг., тара - 23300 кг., нетто - 72100 кг., перегруз составил 2100 кг. (л.д. 28).
Указанные обстоятельства зафиксированы в коммерческом акте 17.09.2008 N ГОР 0802193/249 и акте общей формы от 17.09.2008 N 06/240, на основании которых произведено начисление штрафа по ст. 120 Устава.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 23 Устава погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
На основании ст. 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст. 102 Устава).
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе накладную ЭУ 661786, коммерческий акт 17.09.2008 N ГОР 0802193/249, акт общей формы от 17.09.2008 N 06/240, результаты измерения веса состава в движении от 16.09.2008, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что они составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и доказывают факт превышения ответчиком грузоподъемности вагона N 52871233 на 2100 кг.
Исследовав довод о наличии расхождений в указании веса: брутто груза, тары и нетто груза, суд указал на то, что сведения о перегрузе вагона N 52871233 на 2100 кг. подтверждены коммерческим актом от 17.09.2008 N ГОР 0802193/249, актом общей формы от 17.09.2008 N 06/240 и результатами измерения веса состава в движении от 16.09.2008.
Поскольку доказательства отсутствия перегруза ответчиком в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также, учитывая, что коммерческий акт не содержит сведений о несогласии с его содержанием, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы ответчика сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу N А07-19878/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 23 Устава погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
На основании ст. 27 Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (ст. 102 Устава)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2010 г. N Ф09-3054/10-С5 по делу N А07-19878/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника