Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 мая 2010 г. N Ф09-3059/10-С1 по делу N А60-1621/2010-С10
Дело N А60-1621/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-1621/2010-С10.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Кабаева М.В. (доверенность от 18.01.2010 N 6), Васильева Е.С. (доверенность от 11.01.2010 N 2);
общества с ограниченной ответственностью "Аметист" (далее - общество) - Неустроев О.А. (директор, решение от 30.01.2009 N 2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 23.12.2009 N 8 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.02.2010 (судья Шавейникова О.Э.) заявленные требования удовлетворены. Постановление инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе инспекция просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению административного органа, событие вменяемого обществу административного правонарушения и вина в его совершении подтверждены материалами дела.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании поручения от 11.11.2009 N 66330139 проведена проверка общества по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) денежных средств в кассу, полученных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) за период с 01.01.2007 по 11.11.2009.
В ходе проведения проверки инспекцией на основании данных фискальных отчетов установлено, что сумма наличных денежных средств, полученных обществом при осуществлении наличных денежных расчетов с применением ККТ, составила в целом за проверяемый период 5 030 569 руб. 87 коп. При этом согласно данным кассовой книги по дебету счета 50 сумма оприходованных наличных денежных средств, полученных обществом при осуществлении наличных денежных расчетов с населением с применением ККТ составила в целом за проверяемый период 5 020 187 руб. 75 коп
Таким образом, в ходе проверки административным органом были установлены расхождения за проверяемый период между суммами наличных денежных средств, отраженными по дебету счета 50 "Касса", и суммами наличных денежных средств, полученных с применением ККТ в сумме 10 382 руб. 12 коп.
В частности, событие вмененного правонарушения выразилось в следующем: прием наличной денежной выручки от применения ККТ ЭКР 2102К N 1539459, ЭКР 2102К N 1543347 оформляется обществом открытым листком и приходным ордером (отдельно по каждой ККТ) приходуется в кассу предприятия. В проверяемый период налоговым органом установлен факт переоприходования наличных денежных средств в сумме 19 336 руб. 35 коп., в результате систематического несвоевременного (не ежедневно и не в полном объеме) приходования полученной выручки в кассу.
Также в ходе проверки инспекцией установлен факт неполного оприходования в кассовую книгу общества денежной наличности в общей сумме 15 343 руб., полученной с применением ККТ, а именно: выручка, полученная с применением ККТ ЭКР2102К N 1539459, установленной в магазине с. Талица, за 24.10.2009 - в сумме 0,50 руб.; за 01.11.2009 - в сумме 1338 руб.; за 02.11.2009 - в сумме 1423,50 руб.; за 03.11.2009 - в сумме 1518 руб.; за 05.11.2009 - в сумме 1380,50 руб.; за 06.11.2009 - в сумме 1475 руб.; за 07.11.2009 - в сумме 1558 руб.; за 08.11.2009 - в сумме 1641 руб.; за 09.11.2009 - в сумме 339,50 руб.; за 10.11.2009 - в сумме 2158 руб.; а также выручки, полученной с применением ККТ N 1543347, установленной в магазине с. Курьи, за 11.11.2009 - в сумме 2511 руб. При этом приходные кассовые ордера на данные суммы за указанные дни обществом в ходе административной проверки не представлены. В кассовой книге данные суммы в указанные дни также не были отражены.
По факту выявленного правонарушения инспекцией составлены акт проверки от 14.12.2009 N 23, протокол об административном правонарушении от 14.12.2009, на основании которых вынесено постановление от 23.12.2009 N 8 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Считая указанное постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса.
Статья 15.1 Кодекса предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с п. 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В силу п. 22, 23, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Материалами дела (в том числе, актом проверки от 14.12.2009 N 23, приложениями к акту проверки N 4, 5, фискальным отчетом, снятым в ходе проверки специалистом обслуживающего ЦТО, заверенными копиями журналов кассира-операциониста, машинограмм "Отчет кассира" и "Вкладной лист кассовой книги", приходных кассовых ордеров, протоколом об административном правонарушении от 14.12.2009) подтверждено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса и обществом не оспаривается.
Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта - Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу сделал вывод о недоказанности материалами дела вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Такой вывод сделан с правильным применением ст. 65, 67, 68, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствует имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 23.12.2009 N 8.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, а основания для этого в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2010 по делу N А60-1621/2010-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела (в том числе, актом проверки от 14.12.2009 N 23, приложениями к акту проверки N 4, 5, фискальным отчетом, снятым в ходе проверки специалистом обслуживающего ЦТО, заверенными копиями журналов кассира-операциониста, машинограмм "Отчет кассира" и "Вкладной лист кассовой книги", приходных кассовых ордеров, протоколом об административном правонарушении от 14.12.2009) подтверждено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса и обществом не оспаривается.
Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта - Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2010 г. N Ф09-3059/10-С1 по делу N А60-1621/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника