Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 апреля 2010 г. N А60-61802/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Пионер" к Финансовому управлению в муниципальном образовании "город Алапаевск" третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: МО "г.Алапаевск" в лице Главы МО "г.Алапаевск", ММУ "Центральная городская больница" МО "г.Алапаевск", о признании незаконным бездействия, при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица - Путилов Е.А., ведущий специалист по доверенности от 01.07.2009.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представителю заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Письмом от 02.04.2010 заявитель обратился с заявлением о незамедлительном направлении Финансовым управлением в муниципальном образовании "город Алапаевск" в адрес ООО Юридическая фирма "Пионер" копии отзыва.
Согласно представленной суду для обозрения почтовой квитанции отзыв направлен заявителю 7.04.2010.
Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Пионер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск", выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2009 года по делу N А60-36976/2008-С1 в части взыскания государственной пошлины в сумме 16355 руб. 53 коп. Заявитель просит обязать Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" организовать исполнение бюджета г. Алапаевска по расходам бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02 апреля 2009 года по делу N А60-36976/2008-С1 в части взыскания государственной пошлины в сумме 16355 руб. 53 коп.
Кроме того, заявитель просит взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Пионер" с лицевого счета Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" N 40204810600000126235 в органе Управления Федерального казначейства по Свердловской области 16355 руб. 53 коп., а также взыскать с Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2654 руб. 22 коп.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. В материалы дела представлены копии следующих документов: свода расходов местного бюджета на 2010 год; письма от 26 августа 2009 года N 01-01/540; заключения комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам от 22 октября 2009 года N 117; письма Главы МО "город Алапаевск" от 26 сентября 2009 года N 1473; письма Министерства финансов Свердловской области от 06 октября 2009 года N 15-19-85; писем председателя Думы МО "город Алапаевск" от 09 сентября 2009 года N 308-Д, N 309-Д; писем от 18 августа 2009 года N 518, N 519; письма Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2009 года N 02-03-10/4782; письма Главы МО "город Алапаевск" от 07 сентября 2009 года N 1538; уведомлений о поступлении исполнительного документа от 20 июля 2009 года N 131; платежных поручений от 01 февраля 2010 года N 34, от 11 марта 2010 года N 157.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения заинтересованного лица, арбитражный суд установил:
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-36976/2008-С1 от 02.04.2009 с муниципального медицинского учреждения "Центральная городская больница" муниципального образования "город Алапаевск", а при недостаточности денежных средств у данного лица - с муниципального образования "город Алапаевск" в лице Главы муниципального образования за счет казны муниципального образования "город Алапаевск" в порядке субсидиарной ответственности, в пользу общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Пионер" взыскана договорная неустойка в размере 591331 руб.37 коп., а также 16355 руб. 53 коп. в возмещение расходов истца по уплате госпошлины.
В связи с чем 01 июня 2009г. арбитражным судом был выдан исполнительный лист за N 0062117.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа) должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя; при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Пунктом 3 данной статьи на должника возложены обязанности в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (если выплаты имеют периодический характер).
Этим же пунктом установлено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 3 отмеченной статьи при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возложена обязанность приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
На орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, в соответствии с п.п. 9, 10, 11 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложены также следующие обязанности: в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направить в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 9); при исполнении в полном объеме исполнительного документа направить исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п. 10); вести учет и осуществлять хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке (п. 11).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен п.п. 4, 5, 6, 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 4 указанной статьи для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Между тем, статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации фактически установлен закрытый перечень случаев, когда возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без корректировки самого бюджета.
Так, указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов; по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Показатели могут изменяться лишь в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
Таким образом, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, возможно только при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью.
Более того, установленный главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа.
Отсутствие финансовой возможности является также препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные суду доказательства, суд полагает, что бездействие финансового управления не подтверждается материалами дела. При этом суд исходит из нижеследующего.
15 июля 2009г. в финансовое управление поступил исполнительный лист N 0062117 о взыскании задолженности в пользу ООО Юридическая фирма "Пионер" с МУ "ЦГБ", а при недостаточности средств субсидиарно с МО город Алапаевск. Исполнение данного исполнительного листа производилось с 15.07.2009 по 15.10.2009 с МУ "ЦГБ" как с основного должника в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что у должника отсутствуют средства, необходимые для погашения задолженности по исполнительному листу, и должник обращался за выделением дополнительных ассигнований. С 15.10.2009 исполнение по данному исполнительному листу производится в субсидиарном порядке с МО город Алапаевск. На основании пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган муниципального образования приняло исполнительный лист и направило уведомление должнику о поступлении исполнительного листа.
Как отмечено выше, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В связи с тем, что предусмотренных на исполнение судебных актов бюджетных ассигнований в бюджете МО город Алапаевск недостаточно, соответствующие изменения могут вноситься в сводную бюджетную роспись. В данном случае решения о внесении изменений в бюджет согласно Положению "О бюджетном процессе МО город Алапаевск" принимает Дума МО город Алапаевск.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Данный срок, является сроком, в течение которого устанавливается невозможность исполнения решения суда за счет средств бюджета, следовательно, исполнительный документ, должником по которому выступает публично-правовое образование, может быть предъявлен для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Как пояснил суду представитель заинтересованного лица, вследствие того, что муниципальный бюджет является дотационным и не имеет достаточно средств на погашение задолженности по судебным актам, Дума Муниципального образования и Администрация МО в 2009 году обращались в Министерство финансов Свердловской области, Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области, Палату Представителей Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета на погашение задолженности по судебным актам. Глава Муниципального образования обращался в согласительную комиссию по проекту областного бюджета на 2010 год с просьбой увеличить оценку иных расходных полномочий. Кроме того, проектом бюджета МО город Алапаевск на 2010 год было предусмотрено на погашение кредиторской задолженности по судебным актам в сумме 77373 тыс. рублей, однако комиссией по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы МО город Алапаевск было вынесено заключение, согласно которому отвлечение указанной суммы на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, повлечет за собой неблагоприятные последствия при решении вопросов местного значения. Между тем, решением Думы от 24.12.2009 на погашение задолженности по судебным актам была утверждена сумма 5322 тыс. рублей.
В связи с тем, что предусмотренных в бюджете средств недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности производится пропорционально по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели. При этом исполнительный лист N 0062117 частично исполнен на сумму 4860 рублей (платежное поручение N 34 от 01.02.2010 на сумму 2430 руб. и платежное поручение N 157 от 11.03.2010 на сумму 2430 руб.).
По мнению суда, взыскание в пользу заявителя с лицевого счета финансового управления N 40204810600000126235 в органе УФК по Свердловской области противоречит смыслу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса, (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Отмеченное выше свидетельствует о том, что поскольку сумма взысканий по исполнительному листу вместе с суммами по другим исполнительным листам превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решениями о бюджете муниципального образования "город Алапаевск", в настоящее время существуют обстоятельства, объективно препятствующие финансовому управлению и Главе МО "г. Алапаевск" как главному распорядителю средств муниципального бюджета, своевременно исполнить требования исполнительного листа.
Доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено.
Финансовое управление в МО город Алапаевск не является органом принудительного исполнения и не является получателем бюджетных средств МО город Алапаевск.
Принимая во внимание вышесказанное, суд считает, что заинтересованным лицом подтверждено совершение действий, предусмотренных статьями 242.5, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 октября 2009 г. N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российксой Федерации", поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования. Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При таких обстоятельствах суд полагает, что взыскатель не был лишен возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа Арбитражного суда Свердловской области путем предъявления его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В связи с чем в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Финансового управления в МО город Алапаевск следует отказать.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2010 г. N А60-61802/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника