Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 мая 2010 г. N Ф09-3062/10-С1 по делу N А07-18719/2009
Дело N А07-18719/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А07-18719/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "БашТехКомплект" (далее - общество) - Смаков А.Р. (доверенность от 30.04.2010 б/н).
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан; далее по тексту - управление) от 20.07.2009 N 212 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2009 (судья Халилов P.M.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 20.07.2009 N 212 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить в силе, ссылаясь на то, что апелляционный суд, неправильно применив положения Кодекса, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также недостаточно оценив фактические обстоятельства дела пришел к ошибочному выводу о наличии в данном случае нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 13.07.2009 N 121 проведена проверка по вопросам соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при эксплуатации относящегося к категории земель населенных пунктов земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, СП Иглинский сельсовет, с. Иглино, ул. Горького, в 50 км юго-западнее ТСК "Иглинский", с кадастровым номером 02:26:010201:75 площадью 1324 кв.м, предоставленного гражданину Янбулатову Р.З. для ведения личного подсобного хозяйства.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что обществом на части указанного земельного участка площадью 204 кв.м проведены землеройные работы по прокладке продуктопровода в отсутствие правоустанавливающих документов.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки соблюдения земельного законодательства от 17.07.2009 N 212, протокол осмотра территории от 17.07.2009, произведена фотосъемка, обмер площади земельного участка.
Управлением в отношении общества составлен протокол от 17.07.2009 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 20.07.2009 N 212 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 19 000 руб.
Считая постановление управления от 20.07.2009 N 212 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Башкортостан исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление управления от 20.07.2009 N 212, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, поддержав выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, указал на наличие существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7.1 Кодекса предусмотрено, что самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки управлением установлено осуществление обществом на земельном участке площадью 204 кв.м (являющемся частью земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, СП Иглинский сельсовет, с. Иглино, ул. Горького, в 50 км юго-западнее ТСК "Иглинский", с кадастровым номером 02:26:010201:75 площадью 1324 кв.м) землеройных работ по прокладке продуктопровода в отсутствие правоустанавливающих документов.
При этом судами при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что срок действия представленного обществом в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка от 28.01.2008 N 187-08-26-ЗЕМ истек 28.12.2008. Спорный земельный участок на государственный кадастровый учет поставлен не был.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса.
Вместе с тем выводы апелляционного суда о наличии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Из материалов дела следует, что управлением в адрес общества направлено извещение от 15.07.2009 N 711/1012 о проведении проверки, а в случае выявления нарушения земельного законодательства о составлении протокола об административных правонарушениях.
Из содержания названного извещения от 15.07.2009 N 711/1012 следует, что общество извещается о том, что 17.07.2009 в 11 час. 00 мин. будет проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований земельного законодательства. При этом обществу предлагается обеспечить присутствие законного представителя либо иного представителя по доверенности с обязательным указанием полномочий на участие в проведении проверки, а в случае выявления нарушений земельного законодательства - на участие в составлении протокола об административном правонарушении. В извещении также указано, что в случае выявления совершения административного правонарушения протокол об административном правонарушении будет составлен немедленно.
Из содержания имеющегося в материалах дела протокола от 17.07.2009 об административном правонарушении следует, что при его составлении присутствовал действующий на основании доверенности от 05.05.2009 представитель общества Смаков А.Р., которому в соответствии с гл. 25-27 Кодекса разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно имеющейся в материалах дела доверенности от 05.05.2009, выданной обществом на имя Смакова А.Р., последний уполномочен, в частности, быть представителем общества в производстве по делам об административных правонарушениях, осуществлять полномочия, предоставленные представителю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Определением управления от 17.07.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества назначено к рассмотрению 20.07.2009 в 14 час. 00 мин. в помещении, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Иглино, ул. Свердлова, 13, каб. 1.
Названное определение от 17.07.2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено на руки действующим на основании доверенности от 17.07.2009 представителем общества Смаковым А.Р.
Согласно имеющейся в материалах дела доверенности от 17.07.2009, выданной обществом на имя Смакова А.Р., последний уполномочен, в частности, участвовать от имени общества в проверках, проводимых управлением, с правом, в том числе получать на руки документы.
Из содержания постановления управления от 20.07.2009 N 212 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, следует, что при его вынесении также присутствовал действующий на основании доверенности от 05.05.2009 представитель общества Смаков А.Р., которому разъяснены права согласно ст. 25.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что о времени и месте составления протокола от 17.07.2009 об административном правонарушении и вынесения постановления от 20.07.2009 N 212 о привлечении к административной ответственности общество извещено надлежащим образом, что, в свою очередь, свидетельствует о соблюдении управлением установленного действующим законодательством порядка привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, у апелляционного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления от 20.07.2009 N 212 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 по делу N А07-18719/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2009 по указанному делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания постановления управления от 20.07.2009 N 212 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса, следует, что при его вынесении также присутствовал действующий на основании доверенности от 05.05.2009 представитель общества Смаков А.Р., которому разъяснены права согласно ст. 25.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что о времени и месте составления протокола от 17.07.2009 об административном правонарушении и вынесения постановления от 20.07.2009 N 212 о привлечении к административной ответственности общество извещено надлежащим образом, что, в свою очередь, свидетельствует о соблюдении управлением установленного действующим законодательством порядка привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, у апелляционного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных обществом требований, признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления от 20.07.2009 N 212 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2010 г. N Ф09-3062/10-С1 по делу N А07-18719/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника