Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 мая 2010 г. N Ф09-3217/10-С5 по делу N А60-38466/2009-С1
Дело N А60-38466/2009-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Вербенко Т.Л., Васильченко Н.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2009 по делу N А60-38466/2009-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "РЖД" - Крыжановский В.В. (доверенность от 16.04.2010 серии 66В N 218692).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Челюскинцев, 21-23" (далее - ТСЖ "Челюскинцев, 21-23") о взыскании 106 619 руб. 35 коп. задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии по договору от 13.03.2007 N 5-э/НОДЮ-466/07 за период с апреля по декабрь 2008 года, 3350 руб. 52 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.05.2008 по 10.02.2009.
Определением суда от 26.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК-9").
Решением суда от 13.11.2009 (судья Липина И.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 (судьи Шварц Н.Г., Масальская Н.Г., Соларева О.Ф.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению, заявителя, им обоснованно применены при расчете стоимости услуг по передаче теплоэнергии, потребленной с апреля по декабрь 2008 года, тарифы, утвержденные постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 26.10.2007 N 131-ПК.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом "ТГК-9" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.06.2006 N 11736-С/1Т, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химически очищенную воду, а абонент - полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в договоре (пункт 1.1 договора).
Границей эксплуатационной ответственности между абонентом и энергоснабжающей организацией является стена камеры энергоснабжающей организации (пункт 7.1 договора).
По условиям договора абонент принял на себя обязательство заключить договор на транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, при отсутствии общих границ балансовой принадлежности с энергоснабжающей организацией, с владельцем сетей и оборудования, от стены тепловой камеры энергоснабжающей организации до объекта абонента, без ухудшения качества и количества теплоносителя.
Во исполнение условий договора от 01.06.2006 ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" (потребитель) заключило с обществом "РЖД" (владелец) договор на услуги по передаче тепловой энергии от 13.03.2007 N 5-э/НОДЮ-466/07, в соответствии с которым владелец принял на себя обязательство обеспечить бесперебойную транспортировку тепловой энергии в виде горячей воды потребителю по теплосетям, находящимся на балансе владельца, поддерживать параметры теплоносителя, отпускаемого энергоснабжающей организацией в соответствии с установленным температурным графиком.
Пунктом 5 указанного договора предусмотрено, что потребитель оплачивает владельцу услуги по передаче тепловой энергии на основании тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Правительства Свердловской области. На момент заключения договора стоимость услуг для жилых домов за 1 Гкал составляет 82 руб. 56 коп., для прочих потребителей за 1 Гкал составляет 90 руб. 53 коп. (Основание: постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.11.2006 N 167-ПК).
Сторонами подписаны акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, схема границ эксплуатационной ответственности, из которых следует, что тепловые сети общества "РЖД" присоединены непосредственно к сетям общества "ТГК-9".
Срок действия договора на услуги по передаче тепловой энергии определен сторона с 01.01.2007 до 31.12.2007 (п. 10 договора).
Ссылаясь на неисполнение ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" обязанности по оплате стоимости услуг по передаче тепловой энергии за период с апреля по декабрь 2008 года, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском. Расчет за оказанные услуги по передаче тепловой энергии произведен истцом, исходя из тарифов, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 26.10.2007 N 131, на услуги по передаче тепловой энергии, поставляемую Свердловской железной дорогой. В качестве доказательств оказания услуг истец представил счета-фактуры и акты сдачи-приемки, составленный в одностороннем порядке.
В отзыве на иск ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" указало на то, что в спорный период общество "ТГК-9" предъявляло к оплате счета, применяя при этом в расчетах предельный максимальный тариф, учитывающий выработку, передачу и сбыт тепловой энергии до потребителя в размере 544, 42 руб. /Гкал (утвержден постановлением РЭК Свердловской области от 26.10.2007 N 132-ПК), который в свою очередь соответствовал предельному уровню оплаты гражданами услуги "отопление" в 2008 году, утвержденному постановлением главы г. Екатеринбурга от 25.12.2007 N 5958.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из неправомерности применения при расчетах тепловой энергии тарифа, утвержденного истцу для передачи теплоэнергии собственной выработки, поскольку организацией, поставляющей ответчику энергию, являлась в спорный период - общество "ТГК-9".
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, дополнив в качестве мотива отказа в удовлетворении иска нормы права, регулирующие порядок оплаты коммунальных услуг.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
На основании ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 2 указанной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, теплоснабжение.
Согласно п. 14 ст. 2 указанного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее -Правила N 307).
Согласно п. 15 Правил N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Порядок ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса, являющихся поставщиками тепловой энергии, определен Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование названных тарифов осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и(или) их предельных уровней.
Согласно п. 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Из выставленных истцом ответчику в период с апреля по декабрь 2008 года счетов-фактур видно, что расчет за оказанные услуги по передаче тепловой энергии произведен, исходя из тарифов, установленных постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 26.10.2007 N 131.
В материалы дела представлено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 8 от 24.06.2009 по жалобе ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" на действия истца в части взимания платы за услуги по передаче тепловой энергии без утверждения в установленном порядке тарифов, а также на действия общества "ТГК-9", выразившиеся в применении при расчетах с ТСЖ предельного тарифа без выделения из него стоимости (затрат) услуг по передаче тепловой энергии организаций, не оказывающих ТСЖ услуги по передаче тепловой энергии.
Указанным решением установлено, что с момента заключения договоров с обществом "ТГК-9" и обществом "РЖД" ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" оплачивает тариф, утвержденный для общества "ТГК-9", в котором учтены затраты энергоснабжающих организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к их сетям (МУП "Екатеринбургэнергосбыт", МУП "Градмаш", МУП "Тепловые сети", ЕМУП "Объединенные котельные Железнодорожного района" и МУП "Контакт 99").
Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую обществом "РЖД" на территории г. Екатеринбурга, были утверждены на 2006 год постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.11.2005 N 258-ПК. На 2007-2008 года общество "РЖД" за изменением тарифов на тепловую энергию не обращалось, также не было обращений со стороны данной организации об отмене тарифов, утвержденных постановлением от 30.11.2005 N 258-ПК, в связи с чем, тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую обществом "РЖД" на территории г. Екатеринбурга, были утверждены на уровне 2006 года постановлениями от 24.11.2006 N 167-ПК (на 2007 год) и от 26.10.2007 N 131-ПК (на 2008 год).
Поскольку ответчик при расчете задолженности применял тарифы, утвержденные на услуги по передаче тепловой энергии, вырабатываемой обществом "РЖД", суды, принимая во внимание, что истец передавал ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию, вырабатываемую третьим лицом -обществом "ТГК-9", а также отсутствие утвержденного тарифа на данную услугу для истца, пришли к выводу о недоказанности истцом объема и стоимости услуг по передаче тепловой энергии (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные на переоценку доказательств.
Нарушений или неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2009 по делу N А60-38466/2009-С1 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из выставленных истцом ответчику в период с апреля по декабрь 2008 года счетов-фактур видно, что расчет за оказанные услуги по передаче тепловой энергии произведен, исходя из тарифов, установленных постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 26.10.2007 N 131.
...
Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую обществом "РЖД" на территории г. Екатеринбурга, были утверждены на 2006 год постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.11.2005 N 258-ПК. На 2007-2008 года общество "РЖД" за изменением тарифов на тепловую энергию не обращалось, также не было обращений со стороны данной организации об отмене тарифов, утвержденных постановлением от 30.11.2005 N 258-ПК, в связи с чем, тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую обществом "РЖД" на территории г. Екатеринбурга, были утверждены на уровне 2006 года постановлениями от 24.11.2006 N 167-ПК (на 2007 год) и от 26.10.2007 N 131-ПК (на 2008 год)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2010 г. N Ф09-3217/10-С5 по делу N А60-38466/2009-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника