Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2010 г. N Ф09-2534/10-С1 по делу N А76-37172/2009-35-783
Дело N А76-37172/2009-35-783
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольного бюро Озерского городского округа (далее - контрольное бюро) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А76-37172/2009-35-783 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании принял участие представитель контрольного бюро -Заугаров Д.Е. (доверенность от 12.01.2010 б/н).
Представители Комитета администрации Озерского городского округа по управлению муниципальным имуществом (далее - комитет администрации), участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Комитет администрации обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 о проведении ревизии.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2009 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено. Требования комитета администрации удовлетворены. Распоряжение контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 о проведении ревизии признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положению о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области, утвержденному решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 08.02.2006 N 19.
В кассационной жалобе контрольное бюро просит постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Челябинской области оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 08.02.2006 N 19 (далее - Положение о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области), Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, контрольным бюро на основании гл. 43 Устава Озерского городского округа Челябинской области, гл. 4 Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области и решения Совета депутатов Озерского городского округа от 24.12.2008 N 206 принято распоряжение от 06.10.2009 N 30 о проведении ревизии.
Названным распоряжением контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 указано на проведение в комитете администрации ревизии по вопросам: использование муниципального имущества, целевое использование бюджетных средств округа, исполнение комитетом администрации функций администратора неналоговых доходов и уполномоченного органа в сфере размещения муниципального заказа за период с 2005 по 2008 гг. Контрольные мероприятия указано провести в период с 07.10.2009 по 20.11.2009.
Считая распоряжение контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 о проведении ревизии незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, комитет администрации обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Челябинской области исходил из соответствия оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а также отсутствия нарушений прав и законных интересов комитета администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое распоряжение контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 недействительным, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из несоответствия указанного ненормативного правового акта контрольного бюро требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области, а также наличия нарушений прав и законных интересов комитета администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
На основании ст. 1, 2 гл. 43 раздела VIII Устава Озерского городского округа Челябинской области контрольное бюро является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.
Из содержания ст. 11 гл. 43 раздела VIII Устава Озерского городского округа Челябинской области следует, что полномочиями контрольного бюро являются, в том числе организация и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета городского округа, отчета о его исполнении, установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу п. 1, подп. 6 п. 3 гл. 3 Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области в состав контрольного бюро входит председатель, одним из полномочий которого является, в том числе издание распоряжений по вопросам организации деятельности контрольного бюро, в том числе распоряжений о проведении контрольных мероприятий.
Пунктом 1 гл. 5 Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области предусмотрено, что контрольные полномочия контрольного бюро распространяются на все органы местного самоуправления Озерского городского округа и их структурные подразделения, предприятия и учреждения округа, иные организации в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств бюджета округа и муниципальной собственности.
На основании Положения о Комитете администрации Озерского городского округа по управлению муниципальным имуществом, утвержденного постановлением главы Озерского городского округа Челябинской области от 19.08.2005 N 1109, комитет администрации в целях решения вопросов местного значения Озерского городского округа по специальному поручению органов местного самоуправления (на основании соответствующих муниципальных правовых актов) от их имени осуществляет: проведение единой политики муниципального образования в области имущественных отношений, управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Озерского городского округа, функции по приватизации муниципального имущества, координацию деятельности в области имущественных отношений иных отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Озерского городского округа, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что контрольным бюро на основании гл. 43 Устава Озерского городского округа Челябинской области, гл. 4 Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области и решения Совета депутатов Озерского городского округа от 24.12.2008 N 206 принято распоряжение от 06.10.2009 N 30 о проведении ревизии.
Названным распоряжением контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 указано на проведение в комитете администрации ревизии по вопросам: использование муниципального имущества, целевое использование бюджетных средств округа, исполнение комитетом администрации функций администратора неналоговых доходов и уполномоченного органа в сфере размещения муниципального заказа за период с 2005 по 2008 гг. Контрольные мероприятия указано провести в период с 07.10.2009 по 20.11.2009.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, Арбитражный суд Челябинской области при рассмотрении спора по существу пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции отметил, что оспариваемое распоряжение от 06.10.2009 N 30 вынесено контрольным бюро в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Кроме того, поскольку из содержания п. 3 ст. 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ следует, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора не применяются, оспариваемое распоряжение контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требований Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не нарушает.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу пришел также к правомерному выводу об отсутствии в данном случае нарушений прав и законных интересов комитета администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, выводы Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда о несоответствии оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области и наличии нарушений прав и законных интересов комитета администрации являются ошибочными.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных комитетом администрации требований и признания оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 недействительным как несоответствующего требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, решение Арбитражного суда Челябинской области - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А76-37172/2009-35-783 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2009 по данному делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названным распоряжением контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 указано на проведение в комитете администрации ревизии по вопросам: использование муниципального имущества, целевое использование бюджетных средств округа, исполнение комитетом администрации функций администратора неналоговых доходов и уполномоченного органа в сфере размещения муниципального заказа за период с 2005 по 2008 гг. Контрольные мероприятия указано провести в период с 07.10.2009 по 20.11.2009.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, Арбитражный суд Челябинской области при рассмотрении спора по существу пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции отметил, что оспариваемое распоряжение от 06.10.2009 N 30 вынесено контрольным бюро в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Кроме того, поскольку из содержания п. 3 ст. 1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ следует, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора не применяются, оспариваемое распоряжение контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требований Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не нарушает.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу пришел также к правомерному выводу об отсутствии в данном случае нарушений прав и законных интересов комитета администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, выводы Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда о несоответствии оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области и наличии нарушений прав и законных интересов комитета администрации являются ошибочными.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных комитетом администрации требований и признания оспариваемого распоряжения контрольного бюро от 06.10.2009 N 30 недействительным как несоответствующего требованиям Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Положения о контрольном бюро Озерского городского округа Челябинской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2010 г. N Ф09-2534/10-С1 по делу N А76-37172/2009-35-783
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника