Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 мая 2010 г. N Ф09-3346/10-С1 по делу N А50-30352/2009
Дело N А50-30352/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2009 по делу N А50-30352/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Огни Перми" (далее -общество "Огни Перми") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания управления от 31.08.2009, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительная контора "Крот" (далее -общество "ЗК "Крот") на действия Единой комиссии N 3 по размещению заказов на выполнение инженерных изысканий, проектных работ и иных работ в сфере строительства и дорожной деятельности путем проведения конкурсов и аукционов (далее - Комиссия) при проведении конкурса на выполнение комплекса работ по подготовке исходно-разрешительной документации на земельные участки, испрашиваемые к отводу под строительство автомобильной дороги Пермь-Березники (обход г. Полазна) в Добрянском районе Пермского края и получения разрешения на строительно-монтажные работы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение "Управление автомобильных дорог" (далее - учреждение, заказчик), комиссия, общество с ограниченной ответственностью "Респект" (далее общество "Респект"), общество "ЗК "Крот".
Решением суда от 16.11.2009 (судья Цыренова Е.Б.) решение управления признано недействительным в части признания в действиях комиссии нарушения п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а также признания в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст.9 Закона N 94-ФЗ, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Васеева Е.Е., Мещерякова Т.Е.) решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать решение УФ АС по Пермскому краю от 31.08.2009 недействительным в части признания в действиях Единой комиссии нарушения п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 12, ч. 1 и ч. 2 ст. 27 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также признания в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о незаконности оспариваемого ненормативного акта.
Как следует из материалов дела, 10.06.2009 учреждением на сайте www.goszakaz.perm.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по подготовке исходно-разрешительной документации на земельные участки, испрашиваемые к отводу под строительство автомобильной дороги Пермь-Березники (обход г. Полазна) в Добрянском районе Пермского края и получения разрешения на строительно-монтажные работы.
Заявки на участие в конкурсе были поданы обществом "Огни Перми", обществом "Респект", обществом "ЗК "Крот".
Рассмотрев заявки данных участников размещения государственного заказа, комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе обществу "ЗК "Крот" (протокол от 14.08.2009 N 3.16-17/2).
По итогам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем было признано общество "Огни Перми" (протокол от 21.08.2009 N 3.16-17/3).
Общество "ЗК "Крот", усматривая нарушения его прав действиями конкурсной комиссии, выразившимися в допуске к участию в конкурсе обществу "Огни Перми", заявка на участие в конкурсе которого не соответствовала, по мнению общества "ЗК "Крот", требованиям и условиям конкурсной документации, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По результатам проверки управлением вынесено решение от 31.08.2009, в соответствии с которым в действиях комиссии имеется нарушение п. 2, 4 ч. 1 ст. 12, ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ), в действиях государственного учреждения -нарушение ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
На основании названного решения управлением вынесено предписание от 31.08.2009 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с названными ненормативными актами, общество "Огни Перми" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, исходил из незаконности решения антимонопольного органа в части признания в действиях комиссии нарушения п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 1,2 ст. 27 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и в части признания в действиях заказчика нарушения ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона.
Апелляционный суд изменил решение суда, указав на то, что судом первой инстанции допущена описка в резолютивной части решения: пропущено указание на незаконность решения управления в части признания в действиях комиссии нарушения п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дел
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются, в том числе, такое обязательное требование к участникам размещения заказа, как соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях, определенных в ч. 1 ст. 12 данного Закона.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 данной статьи случаев, не допускается.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе.
По мнению управления, комиссия, допустив общество "Огни Перми" к участию в конкурсе, нарушила требования п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 1,2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ, поскольку заявка общества "Огни Перми" не соответствовала требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в отношении лиц, осуществляющих выполнение работ, являющимся предметом торгов, так как в составе заявки отсутствовали копии собственной лицензии названного общества на выполнение геодезической деятельности, топографических и других специальных работ при межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ.
Суды обоснованно признали данные выводы антимонопольного органа ошибочными.
В соответствии с подп. 3.2. раздела 7 Информационной карты конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся предметом торгов, в частности, копии действующих лицензий на выполнение геодезической деятельности, топографических и других специальных работ при межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ, а также на осуществление оценочной деятельности с полисом на страхование ответственности оценщика.
При этом, как правильно указали суды, проект государственного контракта, который является частью конкурсной документации, содержит положения, которые в совокупности с другими доказательствами применительно к нормам права, регулирующим возникшие между участниками размещения заказа правоотношения, позволяют участнику размещения в составе заявки не представлять исключительно собственную лицензию на осуществление видов деятельности, являющихся предметом государственного контракта, а представлять лицензию иной сторонней организации наряду с предварительным договором на осуществление определенного в государственном контракте вида работ, то есть привлекать субподрядчика.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в составе заявки общества "Огни Перми" имелся предварительный договор от 06.07.2009, заключенный между обществом "Огни Перми" и обществом с ограниченной ответственностью "Добрянский информационно-кадастровый центр", согласно пункту 1.1 которого стороны обязуются заключить основной договор на выполнение землеустроительных работ по межеванию земельных участков на объекте на предусмотренных в договоре условиях в срок не позднее 30 дней с момента подписания государственного контракта, копии действующих лицензий общества с ограниченной ответственностью "Добрянский информационно-кадастровый центр" на выполнение геодезической деятельности, топографических и других специальных работ при межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ (N УРГ-02144; N УРГ-02145).
Согласно сведениям о предмете закупки разд. 4 Информационной карты предметом государственного контракта является выполнение не конкретного одного вида деятельности, а комплекса работ по подготовке исходно-разрешительной документации на земельные участки, испрашиваемые к отводу под строительство автомобильной дороги Пермь-Березники (обход г. Полазна) в Добрянском районе Пермского края и получения разрешения на строительно-монтажные работы.
С учетом условий проекта государственного контракта и отсутствия прямого указания в конкурсной документации о выполнении работ исключительно подрядчиком, суды сделали правильный вывод о возможности привлечения победителем конкурса, а на стадии рассмотрения заявок представление участником размещения заказа в составе заявки документации о возможном привлечении к выполнению работ на условиях предварительного договора, сопоставимым с условиями проекта государственного контракта, субподрядчика при наличии у последнего лицензии на выполнение определенного вида работ.
Таким образом, суды обоснованно указали на ошибочность выводов антимонопольного органа о нарушении комиссией требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ и правомерно признали оспариваемое решение антимонопольного органа недействительным в данной части.
Кроме того, суды правомерно признали необоснованными выводы управления в части нарушения комиссией п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, выразившегося в допуске общества "Огни Перми" к участию в конкурсе, заявка которого не соответствовала требованиям конкурсной документации.
Из материалов дела видно, что общество "Огни Перми" в графе 3 "Предложения участника размещения заказа" п. 3 "Предложения об условиях исполнения государственного контракта" указало срок выполнения работ: до 15.10.2009, без определения количества календарных дней, в течение которых он будет их выполнять, как того требовала конкурсная документация.
Между тем, суды сделали правильный вывод о том, что данное отступление в оформлении заявки от требований конкурсной документации, не является существенным нарушением, влекущим отмену решения комиссии о допуске данного участника размещения заказа к участию в конкурсе.
В соответствии с подп. 3.2 п. 2 разд. 7 информационной карты конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся предметом торгов, в частности, копию действующей лицензии на осуществление оценочной деятельности с полисом страхования ответственности оценщика.
В силу п.1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 данного Федерального закона.
В соответствии с подп. б п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса, и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
На основании ст. 1 Федерального закона от 31.12.2005 N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 01.07.2006 прекращается лицензирование оценочной деятельности.
Таким образом, на момент размещения заказчиком извещения и конкурсной документации на официальном сайте оценочная деятельность лицензированию уже не подлежала.
В соответствии с ст. 4, 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Проанализировав названные нормативные положения, суды сделали обоснованный вывод о том, что учреждение при установлении соответствующего требования, должен был потребовать от участников размещения заказа лицензию на осуществление оценочной деятельности, выданной до 01.07.2006 и действующей на момент проведения конкурса, либо документ, подтверждающий его членство в саморегулируемой организации оценщиков, в случае, если участник размещения заказа не обладает на момент проведения конкурса лицензией на осуществление оценочной деятельности.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что заказчик, не указав в конкурсной документации требование к участникам размещения заказа о предоставлении документа, подтверждающего его членство в саморегулируемой организации оценщиков, нарушил тем самым п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
Следовательно, законным и обоснованным является вывод судов о нарушении учреждением п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ и, соответственно, отказа в удовлетворении заявления общества "Огни Перми" о признании недействительным решения управления в указанной части.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Поскольку апелляционным судом решение суда было изменено, в связи с допущенной судом первой инстанции опиской, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 по делу N А50-30352/2009 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав названные нормативные положения, суды сделали обоснованный вывод о том, что учреждение при установлении соответствующего требования, должен был потребовать от участников размещения заказа лицензию на осуществление оценочной деятельности, выданной до 01.07.2006 и действующей на момент проведения конкурса, либо документ, подтверждающий его членство в саморегулируемой организации оценщиков, в случае, если участник размещения заказа не обладает на момент проведения конкурса лицензией на осуществление оценочной деятельности.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что заказчик, не указав в конкурсной документации требование к участникам размещения заказа о предоставлении документа, подтверждающего его членство в саморегулируемой организации оценщиков, нарушил тем самым п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
Следовательно, законным и обоснованным является вывод судов о нарушении учреждением п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ и, соответственно, отказа в удовлетворении заявления общества "Огни Перми" о признании недействительным решения управления в указанной части."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2010 г. N Ф09-3346/10-С1 по делу N А50-30352/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника