Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 мая 2010 г. N Ф09-3399/10-С2 по делу N А47-4834/2009
Дело N А47-4834/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Юртаевой Т.В., судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбурггазэнергосеть" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2009 по делу N А47-4834/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, своих представителей в судебное заседание не направили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга (далее -Управление соцзащиты), Финансовому управлению Администрации г. Оренбурга (далее - Финансовое управление) о взыскании убытков в размере 88 108 руб., представляющих собой сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисленного на сумму денежных средств, полученных из бюджета в качестве компенсации за реализацию сжиженного газа в баллонах по льготным ценам отдельным категориям населения.
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Оренбургской области, Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Решением суда от 10.12.2009 (судья Шабанова Т.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обеих инстанций исходили из того, что у истца не возникло убытков в виде суммы НДС, так как выделяемые из бюджета средства на компенсацию убытков, возникающих при реализации в соответствии с законодательством отдельным категориям населения товаров, работ, услуг по льготным ценам не должны включаться налогоплательщиком в налоговую базу по НДС в силу п. 2 ст. 154 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций п. 2 ст. 154 Кодекса, полагая, что суммы выделяемые из бюджета должны включаться в налоговую базу на основании п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 40, ст. 162 Кодекса.
Финансовое управление и Управление соцзащиты в отзывах на жалобу отмечают обоснованность судебных актов, ссылаясь на неправильное толкование обществом ст. 154 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом и Финансовым управлением г. Оренбурга 13.03.2006 заключен договор N 203/2006 (т. 1, л.д. 16 - 18), предметом которого является целевое бюджетное финансирование налогоплательщика в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на возмещение затрат по предоставлению в соответствии с законодательством определенным категориям населения мер социальной поддержки по оплате потребляемого сжиженного газа в баллонах.
Действие названного договора определено сторонами на протяжении 2006 г. (п. 5.1 договора) и пролонгировано на 2007 - 2009 гг.
Согласно п. 3.1 договора общество обязуется предоставлять определенным категориям жителей г. Оренбурга меры социальной поддержки, а Финансовое управление обязано осуществлять финансирование расходов, связанных с реализацией таких мер.
Общество свои обязательства выполнило, предоставив определенным категориям населения льготы по оплате газа. Для возмещения расходов в соответствии с порядком, установленным договором, общество предоставило в Управление соцзащиты списки лиц - льготников, отчеты о реализации сжиженного газа и счета-фактуры на оплату расходов.
Платежными поручениями обществу были компенсированы расходы без учета НДС.
Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Иное правило предусмотрено п. 2 данной статьи для случаев реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно данному правилу при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Судами обеих инстанций, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что налогоплательщик осуществляет реализацию населению газа с учетом субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением льгот, предоставленных федеральным законодательством отдельным категориям населения. Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу о том, что получаемые налогоплательщиком из бюджета денежные средства не подлежат включению в налоговую базу по НДС в силу п. 2 ст. 154 Кодекса.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат факт их наличия и размер, факт противоправного поведения ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Отыскиваемые обществом суммы НДС, в силу того, что средства, возмещаемые из бюджета в рассматриваемом случае, не включаются в налоговую базу по НДС, не могут быть отнесены к убыткам в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доводы общества о необходимости исчисления налоговой базы по правилам п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 40, ст. 162 Кодекса основаны на неверном толковании ст. 154 Кодекса, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2009 по делу N А47-4834/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбурггазэнергосеть" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
...
Отыскиваемые обществом суммы НДС, в силу того, что средства, возмещаемые из бюджета в рассматриваемом случае, не включаются в налоговую базу по НДС, не могут быть отнесены к убыткам в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доводы общества о необходимости исчисления налоговой базы по правилам п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 40, ст. 162 Кодекса основаны на неверном толковании ст. 154 Кодекса, поэтому подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2010 г. N Ф09-3399/10-С2 по делу N А47-4834/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника