Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2010 г. N Ф09-3197/10-С1 по делу N А07-18990/2009
Дело N А07-18990/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Василенко С.Н., Ященок Т.П., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Республики Башкортостан (далее - прокуратура, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А07-18990/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокуратуры - Протасова М.М. (удостоверение от 01.06.2009);
администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - администрация) - Неверова Е.Н. (доверенность от 17.07.2009 N 47);
комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску (далее - комитет) - Валитова Л.К. (доверенность от 19.01.10 N 38).
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации и комитету о признании недействительным (ничтожным) соглашения о взаимодействии комитета и администрации по вопросам управления и распоряжения имуществом от 23.12.2005, заключенного между указанными лицами, утвержденного решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 23.12.2005 N 1-4/9, в редакции дополнительного соглашения к нему, утвержденного решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 03.02.2009 N 2-09/05 (далее - соглашение), в следующей части: абз. 14 п. 1.1, предусматривающий, что представление интересов городского округа город Нефтекамск в организациях осуществляет комитет; п. 2.1.4, предусматривающий запрет администрации заключать договоры по вопросам, вытекающим из настоящего соглашения о взаимодействии, без согласования с комитетом; п. 2.1.5, предусматривающий в необходимых случаях выдачу по запросу комитета доверенности на осуществление действий от имени администрации; п. 2.1.9, согласно которому в случае, если в соответствии с решениями главы администрации муниципального образования, муниципальными нормативными актами комитету поручается осуществление юридических действий, предполагающих изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей муниципального образования, администрация предоставляет нотариально удостоверенную доверенность; п. 2.2.2, предусматривающий контроль комитета за своевременным поступлением платежей по заключенным договорам, в том числе администрирование неналоговых доходов и принятие мер по взысканию задолженности способами, установленными действующим законодательством; п. 2.2.3, предусматривающий обязанность комитета по регистрации права собственности городского округа город Нефтекамск и сделок в органах государственной регистрации за счет средств бюджета городского округа город Нефтекамск; п. 2.2.4, предусматривающий обязанность комитета по представлению интересов городского округа город Нефтекамск в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах по вопросам, определенным настоящим соглашением; п. 2.2.7, предусматривающий обязанность комитета по осуществлению функции по содержанию казны за счет средств местного бюджета.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2009 (судья Вафина Е.Т.) заявленные требования прокуратуры удовлетворены полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 (судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований прокуратуры отказано.
В кассационной жалобе прокуратура просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы прокуратура указывает на то, что оспариваемые пункты соглашения не только допускают возможность осуществления комитетом полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, но и обязывает администрацию, являющуюся органом местного самоуправления, передать свои полномочия комитету, что противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Заявитель отмечает, что в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Вместе с тем органами местного самоуправления городского округа город Нефтекамск нормативные акты по даче специальных полномочий органам государственной власти Республики Башкортостан, в том числе и комитету, выступать в интересах органов местного самоуправления не принимались. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, фактически оспариваемым соглашением не администрация решает вопрос о передаче своих функций в порядке оказания помощи, а комитет в повелительной форме определяет свою сферу деятельности в области распоряжения муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела, 23.12.2005 между администрацией и комитетом заключено вышеназванное соглашение о взаимодействии, которое было утверждено решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 23.12.2005 N 1-4/9. Между сторонами 03.02.2009 к данному соглашению было подписано дополнительное соглашение, утвержденное решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 03.02.2009 N 2-09/05.
В соответствии с названным соглашением комитет представляет интересы городского округа город Нефтекамск в организациях (абз. 14 п. 1.1); администрация обязуется не заключать договоры по вопросам, вытекающим из настоящего соглашения о взаимодействии, без согласования с комитетом (п. 2.1.4); администрация обязуется в необходимых случаях выдавать по запросу комитета доверенности на осуществление действий от ее имени (п. 2.1.5); в случае, если в соответствии с решениями главы администрации муниципального образования, муниципальными нормативными актами комитету поручается осуществление юридических действий, предполагающих изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей муниципального образования, администрация предоставляет нотариально удостоверенную доверенность (п. 2.1.9); на комитет возлагается контроль за своевременным поступлением платежей по заключенным договорам, в том числе администрирование неналоговых доходов и принятие мер по взысканию задолженности способами, установленными действующим законодательством (п. 2.2.2); в обязанности комитета входит регистрация права собственности городского округа город Нефтекамск и сделок в органах государственной регистрации за счет средств бюджета городского округа город Нефтекамск (п. 2.2.3); в обязанности комитета входит представление интересов городского округа город Нефтекамск в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах по вопросам, определенным настоящим соглашением, на основании доверенности (п. 2.2.4); комитет осуществляет функции по содержанию казны за счет средств местного бюджета (п. 2.2.7 соглашения).
Полагая, что данное соглашение с учетом дополнительного соглашения к нему в вышеназванной части противоречит законодательству Российской Федерации, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании соглашения в указанной части недействительным.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокуратурой требования. При этом суд исходил из того, что предусмотренная оспариваемым соглашением возможность осуществления комитетом полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом противоречит нормам федерального законодательства, устанавливающим, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к вопросам местного значения, которые должны решаться именно органами местного самоуправления или населением непосредственно, но не органами государственной власти. Суд отметил, что в нарушение п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации спорное соглашение заключено при отсутствии нормативного акта органов местного самоуправления городского округа города Нефтекамскамскапо даче специальных поручений органам государственной власти Республики Башкортостан выступать в интересах органов местного самоуправления. Кроме того, спорное соглашение не соответствует Порядку оформления прав пользования имуществом городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 20.02.2008 N 1-24/10, предусматривающему, что управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа осуществляется администрацией, а не комитетом.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований прокуратуры отказал.
Изучив материалы дела, в том числе доводы жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не нашел.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд правомерно указал на допустимость взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе.
При этом, как правильно отметил апелляционный суд, муниципальные образования законодательно не ограничены в праве взаимодействия с любыми иными субъектами отношений. Устав городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 14.12.2005 N 1-3 (зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции России по Приволжскому федеральному округу 16.12.2005 N RU033030002005001), также не содержит ограничений в праве взаимодействия с любыми иными субъектами отношений.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводам о том, что оспариваемые положения соглашения являются по своей сути ненормативными, имеют целью объединить усилия в выработке оптимальных вариантов решения вопросов местного значения. Спорными условиями соглашения не предусмотрено осуществление комитетом исполнительно-распорядительных функций органов местного самоуправления, а также каких-либо контрольных функций в отношении указанных органов. В рамках данного соглашения комитет обеспечивает лишь реализацию принятых органами местного самоуправления решений, какого-либо перераспределения властных функций, в том числе, создания органов или организаций, подменяющих органы местного самоуправления, не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных ею требований.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе изложенным в жалобе, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки его выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А07-18990/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд правомерно указал на допустимость взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2010 г. N Ф09-3197/10-С1 по делу N А07-18990/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника