Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 сентября 2008 г. N Ф09-6604/08-С5 по делу N А47-6080/2007
Дело N А47-6080/2007
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Васильченко Н.С., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургской квартирно-эксплуатационной части района г. Оренбурга (далее - Оренбургская КЭЧ), муниципального образования г. Оренбург в лице Финансового управления администрации г. Оренбурга (далее - муниципальное образование) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2008 (резолютивная часть от 19.03.2008) по делу N А47-6080/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 (резолютивная часть от 04.06.2008) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - общество "Оренбургская ТГК") - Амеркаева Т.В. (доверенность от 09.09.2008 N 119);
финансового управления - Еремина Е.Е. (доверенность от 18.08.2008 N 1092).
Представители Оренбургской КЭЧ, Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились (уведомление N 88643 вручено Оренбургской КЭЧ 25.08.2008, уведомление N 88647 вручено Министерству обороны 27.08.2008).
Общество "Оренбургская ТГК" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Оренбургской КЭЧ, Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, муниципальному образованию, Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга (далее - комитет) о взыскании 4 888 859 руб. 65 коп., задолженности за фактически потребленную тепловую энергию за период с августа 2006 г. по июль 2007 г.
Определением суда от 26.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Домоуправление N 3 Оренбургской КЭЧ (далее - домоуправление N 3).
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от истца поступило письменное ходатайство об отказе от исковых требований к комитету.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2008 (резолютивная часть от 19.03.2008; судья Ананьева Н.А.) принят отказ от исковых требований к комитету, производство по делу в этой части прекращено. С Оренбургской КЭЧ в пользу общества "Оренбургская ТГК" взысканы 4 690 188 руб. 86 коп. основного долга В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 (резолютивная часть от 04.06.2008; судьи Ермолаева Л.П., Бабкина С.А., Логиновских Л.Л.) решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности и взыскании долга с муниципального образования отменено. Суд постановил в порядке субсидиарной ответственности взыскать денежные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ при недостаточности денежных средств для погашения задолженности у Оренбургской КЭЧ. С муниципального образования за счет средств казны в пользу общества "Оренбургская ТГК" взысканы 198 670 руб. 79 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Оренбургская КЭЧ просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, обеспечение топливно-энергетическими ресурсами сторонних потребителей, к которым относится домоуправление N 3, и оплата потребленной ими тепловой энергии из средств федерального бюджета противоречит специальной (целевой) правоспособности Оренбургской КЭЧ.
В жалобе, поданной муниципальным образованием, заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части взыскания с муниципального образования за счет средств казны в пользу истца 198 670 руб. 79 коп., решение суда оставить в силе. По мнению муниципального образования, у него отсутствует сеть, присоединенная к сетям энергоснабжающей организации, в связи с чем оно не может являться потребителем тепловой энергии.
Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ в жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, просит постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в период с августа 2006 г. по июль 2007 г. общество "Оренбургская ТГК" (поставщик) через присоединенную сеть поставляло тепловую энергию на объекты, находящиеся на балансе Оренбургской КЭЧ и расположенные по адресам: г. Оренбург, ул. Авиационная, 8/1, 14/1, 14/2, 20/2, 24, 18/1, 20/1, 20/3, 22.
Общество "Оренбургская ТГК" выставило Оренбургской КЭЧ счета-фактуры на оплату потребленной тепловой энергии в период с августа 2006 г. по июнь 2007 г. на общую сумму 4 690 188 руб. 86 коп., а также финансовому управлению за июль 2007 г. на сумму 198 670 руб. 79 коп.
Поскольку ответчики не оплатили имеющуюся у них задолженность, истец обратился в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что материалами дела подтверждаются сложившиеся между истцом и Оренбургской КЭЧ фактические отношения, связанные со снабжением тепловой энергией в спорный период.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 информационного письма от 17.02.1998 N 30 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается, что Оренбургская КЭЧ в период с августа 2006 по июнь 2007 являлась балансодержателем имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и как законный владелец имущества, имеющий на обслуживании теплосети, присоединенные к сетям теплоснабжающей организации, является абонентом, фактически потребляющим энергию.
Судами верно принято во внимание, что факт потребления Оренбургской КЭЧ тепловой энергии в спорный период подтверждается материалами дела (актами раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплотрассы, перепиской сторон по вопросу заключения договора энергоснабжения) и Оренбургской КЭЧ не оспаривается.
С учетом изложенного отклоняется довод Оренбургской КЭЧ о том, что она не является потребителем теплоэнергии.
Поскольку обязательства по оплате потребленной тепловой энергии исполнены Оренбургской КЭЧ ненадлежащим образом, суды правомерно удовлетворили заявленные истцом требования о взыскании 4 690 188 руб. 86 коп. задолженности. При недостаточности денежных средств суд апелляционной инстанции правомерно обязал произвести взыскание задолженности субсидиарно с собственника имущества - Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Ссылка Оренбургской КЭЧ на отсутствие бюджетного финансирования также не принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от оплаты потребленной теплоэнергии. Оренбургская КЭЧ, не заключив договор энергоснабжения и не предусмотрев в своем бюджете средства на оплату тепловой энергии, тем самым не проявила должную степень заботливости и осмотрительности.
Довод Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о том, что у Оренбургской КЭЧ имеется достаточно денежных средств для погашения имеющейся у нее задолженности, в связи с чем суд апелляционной инстанции неверно применил ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в части взыскания с муниципального образования 198 670 руб. 79 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию. Как верно указал суд апелляционной инстанции, право собственности муниципального образования на спорное имущество, в том числе тепловые сети, возникло с 03.07.2007 г., следовательно, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию принадлежащего имущества, в том числе, по оплате за фактически принятую абонентом энергию должно быть возложено на муниципальное образование.
В связи с этим довод муниципального образования о том, что оно не может являться потребителем тепловой энергии по причине отсутствия у него сети, присоединенной к сетям энергоснабжающей организации, отклоняется, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что принятые с 03.07.2007 в муниципальную собственность тепловые сети непосредственно присоединены к сетям теплоснабжающей организации.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы, направленные по существу на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба- без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 (резолютивная часть от 04.06.2008) по делу N А47-6080/2007 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургской квартирно-эксплуатационной части района г. Оренбурга, муниципального образования г. Оренбург в лице Финансового управления администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ о том, что у Оренбургской КЭЧ имеется достаточно денежных средств для погашения имеющейся у нее задолженности, в связи с чем суд апелляционной инстанции неверно применил ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования в части взыскания с муниципального образования 198 670 руб. 79 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию. Как верно указал суд апелляционной инстанции, право собственности муниципального образования на спорное имущество, в том числе тепловые сети, возникло с 03.07.2007 г., следовательно, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию принадлежащего имущества, в том числе, по оплате за фактически принятую абонентом энергию должно быть возложено на муниципальное образование."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2008 г. N Ф09-6604/08-С5 по делу N А47-6080/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника