Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 мая 2010 г. N Ф09-3764/10-С5 по делу N А60-54254/2009-С5
Дело N А60-54254/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Васильченко Н.С., Гайдука А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу домоуправления войсковой части 32136 (далее - домоуправление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2010 по делу N А60-54254/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
домоуправления - Колобков Д.В., начальник;
федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" (далее - предприятие "Комбинат "Электрохимприбор") -Петрушина Е.Н., юрисконсульт (доверенность от 31.12.2009 N 040-21/104с).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к домоуправлению войсковой части 32136, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 811 322 руб. 13 коп. задолженности за принятые и потребленные в период с апреля по август 2009 г. на основании договора от 01.06.2006 N 067-27/557В энергоресурсы, 28 885 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2009 по 07.12.2009 (с учетом увеличения размера иска, принятого судом первой инстанции на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.12.2009 с учетом определения об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок от 28.01.2010 (судья Сергеева М.Л.) исковые требования удовлетворены: с домоуправления в пользу предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" взыскано 811 322 руб. 13 коп. долга и 28 885 руб. 38 коп. процентов. При недостаточности денежных средств у домоуправления взыскание 840 207 руб. 51 коп. производится с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу предприятия "Комбинат "Электрохимприбор".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 от 23.03.2009 (судьи Шварц Н.Г., Лихачева А.Н., Рубцова Л.В.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе домоуправление просит решение изменить в части взыскания с него 28 885 руб. 38 коп. процентов, а также в части привлечения к субсидиарной ответственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации; постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью. Заявитель жалобы полагает, что с домоуправления необоснованно взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, поскольку ответчик денежными средствами не пользовался. Кроме того, домоуправление считает незаконным привлечение Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности. По мнению заявителя, взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации на основании ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерно, так как домоуправление из федерального бюджета не финансируется и является самоокупаемым учреждением.
Как установлено судами при рассмотрении дела, по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2006 N 067-27/557В предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" (поставщик) приняло на себя обязательство обеспечивать домоуправление (абонент) питьевой водой круглосуточно и принимать от него в систему канализации поставщика сточные воды в размере установленных лимитов.
Согласно п. 5.6 договора оплата за водопотребление и сброс сточных вод с учетом налогов производится ежемесячно в безналичном порядке или за наличный расчет через кассу поставщика в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, согласно выписанному счету-фактуре. Оплата считается произведенной после поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Факт исполнения поставщиком договорных обязательств в период с апреля по август 2009 г. подтвержден двусторонними актами приемки-сдачи выполненных работ по договору от 01.06.2006 N 067-27/557В.
За оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" предъявило домоуправлению для оплаты счета-фактуры на общую сумму 811 322 руб. 13 коп.
Ссылаясь на неисполнение абонентом обязательств по оплате оказанных услуг, предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и домоуправлению о взыскании суммы задолженности и процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.
В силу ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч. 4 ст. ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав в предусмотренном ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке условия договора от 01.06.2006 N 067-27/557В применительно к представленным сторонами в обоснование своих требований и возражений документам, проверив правильность подготовленного истцом расчета задолженности с апреля по август 2009 г. на сумму 811 322 руб. 13 коп., суды обеих инстанций, приняв во внимание что количество и стоимость оказанных услуг ответчиком не оспариваются, пришли к выводу об обоснованном характере заявленного истцом требования о взыскании долга (ст. 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 в случаях, когда сумма долга уплачена должником с просрочкой, подлежат уплате проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых определяется существующей в месте жительства (нахождения) кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства или его соответствующей части.
Так как ответчиком нарушены договорные обязательства в части своевременной оплаты услуг, требование о взыскании с домоуправления 28 885 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2009 по 07.12.2009 удовлетворено правомерно.
Довод домоуправления об отсутствии факта пользования чужими денежными средствами противоречит материалам дела и установленным судами по делу фактическим обстоятельствам, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняется.
При рассмотрении дела судами принято во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от ответственности в порядке ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отсутствие у ответчика находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование домоуправления само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности за неисполнение гражданско-правового обязательства по оплате поставленного ресурса на основании ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности привлечения Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности ошибочен.
В силу ч. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно абзацу 4 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Оценив в совокупности представленные в дело документы, в том числе Положение о Домоуправлении войсковой части 32136 (утверждено 28.02.2006 командиром войсковой части 32136), Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082), суды установили, что учредителем Домоуправления войсковой части 32136 и главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство обороны Российской Федерации; ответчик как бюджетная организация финансируется из федерального бюджета по смете Министерства обороны Российской Федерации; собственником имущества Домоуправления войсковой части 32136 как государственного учреждения является Российская Федерация.
Таким образом, учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", суды обоснованно привлекли Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств у домоуправления к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим у учреждения из договора от 01.06.2006 N 067-27/557В (в части суммы долга и процентов).
Довод заявителя о том, что суды необоснованно ссылаются на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку данный документ не является нормой права, судом кассационной инстанции подлежит отклоняется на основании абзаца 3 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2010 по делу N А60-54254/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу домоуправления войсковой части 32136 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в совокупности представленные в дело документы, в том числе Положение о Домоуправлении войсковой части 32136 (утверждено 28.02.2006 командиром войсковой части 32136), Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082), суды установили, что учредителем Домоуправления войсковой части 32136 и главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство обороны Российской Федерации; ответчик как бюджетная организация финансируется из федерального бюджета по смете Министерства обороны Российской Федерации; собственником имущества Домоуправления войсковой части 32136 как государственного учреждения является Российская Федерация.
Таким образом, учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановления "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", суды обоснованно привлекли Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации в случае недостаточности денежных средств у домоуправления к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим у учреждения из договора от 01.06.2006 N 067-27/557В (в части суммы долга и процентов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2010 г. N Ф09-3764/10-С5 по делу N А60-54254/2009-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника