Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 мая 2010 г. N Ф09-3530/10-С2 по делу N А60-42285/2009-СР
Дело N А60-42285/2009-СР
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2009 по делу N А60-42285/2009-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Семь Ветров" (далее -общество, страхователь) убытков в виде не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 8161 руб. 12 коп.
Из материалов дела видно, что фондом проведена документальная выездная проверка страхователя по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
Проверяющими установлено, что обществом в сентябре 2008 года произведено нецелевое использование средств в сумме 8161 руб. 12 коп.: пособие по беременности и родам исчислено в нарушение п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 с учетом премии, а также неверно подсчитан средний дневной заработок, о чем составлен акт от 09.04.2009 N 514.
На основании установленных обстоятельств вынесено решение от 30.04.2009 N 514 с/с о непринятии к зачету расходов, произведенных обществом в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного страхования, в сумме 8 161 руб. 12 коп., а также выставлено требование от 18.05.2009 N 514 с/с о возврате полученных средств в срок до 27.05.2009.
Неисполнение обществом указанного требования послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2009 (судья Куричев Ю.А.) в удовлетворении требований отказано. Суд исходил из отсутствия у фонда оснований для обращения с заявлением о возврате не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование, а также отсутствия факта причинения фонду вреда.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 (судьи Сафонова С.Н., Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями п. 3 вышеуказанной статьи особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.09.1993 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации", Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (ред. от 19 июля 2002 г.), Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении этого фонда, являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов.
Таким образом, фонд социального страхования в России обладает специальной правоспособностью, его средства расходуются для удовлетворения публичного общественного интереса и являются государственной собственностью Российской Федерации.
Статьей 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В п. 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение), содержится аналогичная норма. При этом решения отделения (филиала отделения) фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету.
Полномочия фонда по непринятию к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части ЕСН на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов и предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по ЕСН.
Судами на основании материалов дела установлено, что общество является плательщиком ЕСН.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении плательщиков ЕСН проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
При неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по ЕСН в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ фонд имеет право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, содержащимися в ст. 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно установлен факт отсутствия у фонда правовых оснований для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании в порядке, определенном ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование.
Судами правомерно отклонена ссылка фонда на право предъявления регрессных исков о возмещении понесенных расходов, предоставленное ему п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ в данном случае, поскольку, производя страхователю возмещение расходов по выплате пособий, фонд не возмещал вред, причиненный другим лицом, а исполнял свои обязанности по контролю за правильным исчислением и уплатой страховых взносов.
Таким образом, судами нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2009 по делу N А60-42285/2009-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путем взыскания налоговым органом недоимки по ЕСН в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ фонд имеет право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Судами обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, содержащимися в ст. 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно установлен факт отсутствия у фонда правовых оснований для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании в порядке, определенном ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принятых к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование.
Судами правомерно отклонена ссылка фонда на право предъявления регрессных исков о возмещении понесенных расходов, предоставленное ему п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ в данном случае, поскольку, производя страхователю возмещение расходов по выплате пособий, фонд не возмещал вред, причиненный другим лицом, а исполнял свои обязанности по контролю за правильным исчислением и уплатой страховых взносов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2010 г. N Ф09-3530/10-С2 по делу N А60-42285/2009-СР
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника