Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 мая 2010 г. N Ф09-3402/10-С2 по делу N А76-3296/2009-10-362/10-670-101
Дело N А76-3296/2009-10-362/10-670-101
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2009 г. N 18АП-3124/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Артемьевой Н.А., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2010 по делу N А76-3296/2009-10-362/10-670-101 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - общество "Троицкая УК ЖКХ") к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г. Троицка, третье лицо - Министерство финансов Челябинской области, о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Троицкая УК ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 56 786 руб. 92 коп. расходов, понесенных за период с июня 2006 года по декабрь 2008 года в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС).
Определениями суда от 03.08.2009, 17.09.2009, 15.10.2009 в качестве ответчиков привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Троицка, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 17.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области.
Решением суда от 29.01.2010 (судья Адначева И.А.) исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Троицкая УК ЖКХ" взыскано 56 786 руб. 92 коп. убытков. В удовлетворении исковых требований к ответчикам: Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству социальных отношений Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г. Троицка, отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 (судьи Серкова З.Н., Бабкина С.А., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, основания для взыскания с него убытков, понесенных обществом "Троицкая УК ЖКХ" в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 15.05.1991 N 1244-1), отсутствуют. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о достаточном финансировании Российской Федерацией указанных льгот, убытки истца возникли вследствие бездействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления г. Троицка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Как следует из материалов дела, между обществом "Троицкая УК ЖКХ" (управляющий) и администрацией города Троицка (заказчик) заключен договор на выполнение работ по управлению жилым фондом от 01.03.2006. В соответствии с дополнительным соглашением от 21.02.2007 к указанному договору произведена замена заказчика на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка. По условиям данного договора управляющий выполняет работы и оказывает услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в этих домах и пользующимся на законном основании помещениями в этих домах лицам.
Между обществом "Троицкая УК ЖКХ" и Управлением социальной защиты населения г. Троицка заключен договор от 15.01.2008 N 65, предметом которого является регулирование отношений, возникающих по поводу предоставления отчетности о расходах организаций-поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидов и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, проживающим на территории г. Троицка Челябинской области в соответствии с законами Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1.
Перечисление обществу денежных средств в счет возмещения расходов организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищные и коммунальные услуги отдельным категориям ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации, производится за счет средств, предоставляемых местному бюджету из областного фонда компенсаций в пределах объемов финансирования текущих расходов по данной территории в 2008 году (п. 3.1 договора).
В период с июня 2006 года по декабрь 2008 общество "Троицкая УК ЖКХ" во исполнение Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 предоставило 17 гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 56 786 руб. 92 коп.
Полагая, что указанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, общество "Троицкая УК ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с иском.
В подтверждение факта предоставления льгот общество "Троицкая УК ЖКХ" представило копии удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы и выписки из лицевых счетов граждан.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, гарантируется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которым финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответствующие субвенции перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 названного Кодекса).
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Троицкая УК ЖКХ" в связи с предоставлением гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с июня 2006 года по декабрь 2008 года понесло расходы в сумме 56 786 руб. 92 коп. Согласно акту сверки расчетов общества "Троицкая УК ЖКХ" с Управлением социальной защиты населения администрации г. Троицка от 22.01.2010 сумма долга за указанный период составила 56 786 руб. Фактические расходы истца по предоставлению льгот ему не возмещены.
Установив, что указанные льготы предусмотрены федеральным законодательством, в соответствующий бюджет денежные средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением вышеназванных льгот, были выделены в достаточном объеме, однако не израсходованные субвенции возвращены в федеральный бюджет и фактические расходы истца по предоставлению льгот не возмещены ему в полном объеме, суды сделали правильный вывод о том, что данные убытки подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно взыскали с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в заявленной сумме.
Все обстоятельства спора судами исследованы и получили правовую оценку.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что убытки истца возникли ввиду бездействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления г. Троицка судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу прямого указания закона финансирование льготы производится за счет средств федерального бюджета, следовательно, при отсутствии в бюджете субъекта Российской Федерации выделенных в установленном порядке денежных средств, расходы организации подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судами не допущено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2010 по делу N А76-3296/2009-10-362/10-670-101 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 названного Кодекса).
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2010 г. N Ф09-3402/10-С2 по делу N А76-3296/2009-10-362/10-670-101
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника