Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 мая 2010 г. N Ф09-3823/10-С6 по делу N А07-15725/2009
Дело N А07-15725/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - общество "Лукойл-Уралнефтепродукт") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2009 по делу N А07-15725/2009 по постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представители общества "Лукойл-Уралнефтепродукт" - Разбежкин К.П. (доверенность от 22.12.2009 N 909/09-Ю);
администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) -Султанов О.Р. (доверенность от 05.04.2010 N 1/874-13);
открытого акционерного общества "Башкирнефтепродукт" (далее -общество "Башкирнефтепродукт") - Мостовской П.Н. (доверенность от 01.01.2010 N ДОВ/С/7/568/10/ЮР);
Главного управления архитектуры и градостроительства администрации (далее - управление архитектуры) - Михайленко А.В. (доверенность от 12.08.2008 N 7.7953/м).
Общество "Лукойл-Уралнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выделении земельных участков для строительства автозаправочных станций: на автомобильной дороге М-5 в районе п. Жилино по направлению в сторону нового автомобильного моста через р. Уфа (Каменная переправа); на автомобильной дороге "Северный обход" жилого района "Затон" в Ленинском районе г. Уфы; на правой стороне автомобильной дороги Уфа - Дема в районе строящейся мечети в Кировском районе г. Уфы; на автомобильной дороге Уфа - Казань (правая сторона), напротив АЗС "Карт-Ойл в Ленинском районе г. Уфы; признании незаконными действий по выделению земельных участков обществу "Башкирнефтепродукт" для строительства автозаправочных станций: на автомобильной дороге М-5 (зеркальные) в районе п. Жилдино (Каменная переправа); на автомобильной дороге "Северный обход" жилого района "Затон" по ул. Ахметова, рядом с домом N 248, в Ленинском районе г. Уфы; по пр. Салавата Юлаева в Октябрьском районе г. Уфы; признании недействительным постановления главы администрации от 15.12.2008 N 7427 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по Бирскому тракту в Орджоникидзевском районе городского округа г. Уфа РБ и утверждении акта выбора земельного участка".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество "Башкирнефтепродукт" и управление архитектуры.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2009 (судья Айбасов P.M.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Лукойл-Уралнефтепродукт" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что о нарушении его прав и законных интересов в отношении земельных участков, расположенных на правой стороне автомобильной дороги Уфа - Дема в районе строящейся мечети в Кировском районе г. Уфы и на автомобильной дороге Уфа - Казань (правая сторона), напротив АЗС "Карт-Ойл в Ленинском районе г. Уфы, ему стало известно после ознакомления 04.06.2009 с материалами проверки, проведенной Прокуратурой г. Уфы. По мнению общества "Лукойл-Уралнефтепродукт", при наличии заявок как от него так и от общества "Башкирнефтепродукт" на выделение земельных участков для строительства, отказ администрации в предоставлении земельных участков со ссылкой на п. 6.41 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", как и начало процедуры предоставления земельных участков обществу "Башкирнефтепродукт" путем предварительного согласования места размещения объектов, незаконны. Заявитель также полагает, что действия администрации по предварительному согласованию места размещения объектов нарущают права и законные интересы общества "Лукойл-Уралнефтепродукт", поскольку являются обязательной начальной стадией предоставления земельных участков. Судами не дана оценка доводам общества "Лукойл-Уралнефтепродукт" о нарушении администрацией ст. 15 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -Закон "О защите конкуренции").
Общество "Башкирнефтепродукт" в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить в силе.
Как установлено судами при рассмотрении спора, письмами от 10.11.2008 N МХ-3230У, от 12.11.2008 N МХ-3261У, МХ-3262У, МХ-3263У общество "Лукойл-Уралнефтепродукт" просило администрацию о выделении для проектирования и строительства земельных участков, расположенных зеркально на автомобильной дороге М-5 в районе п. Жилино по направлению в сторону нового автомобильного моста через р. Уфа (Каменная переправа); на автомобильной дороге "Северный обход" жилого района "Затон" в Ленинском районе г. Уфы; на правой стороне автомобильной дороги Уфа - Дема в районе строящейся мечети в Кировском районе г. Уфы; на автомобильной дороге Уфа -Казань (правая сторона), напротив АЗС "Карт-Ойл в Ленинском районе г. Уфы, соответственно.
В письме управления архитектуры от 28.11.2008 N 7-11827/Ю, направленном обществу "Лукойл-Уралнефтепродукт" в ответ на данные обращения, указано, что поскольку количество АЗС на зарегистрированное к концу 2007 года количество единиц автотранспорта в г. Уфе превышает требуемое согласно СНиП 2.07.01-89, строительство дополнительных АЗС не требуется.
Полагая, что письмо от 28.11.2008 N 7-11827/Ю является отказом в предоставлении земельных участков для строительства, данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества "Лукойл-Уралнефтепродукт", оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Частью 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Нарушение своих прав и законных интересов общество "Лукойл-Уралнефтепродукт" связывает с отказом в предоставлении спорных земельных участков, изложенном в письме от 28.11.2008 N 7-11827/Ю, при этом с заявлением по настоящему делу данное общество обратилось 30.07.2009, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропущен.
Судами установлено, что с заявлениями о предоставлении для строительства земельных участков, расположенных зеркально на автомобильной дороге М-5 в районе п. Жилино по направлению в сторону нового автомобильного моста через р. Уфа (Каменная переправа); на автомобильной дороге "Северный обход" жилого района "Затон" в Ленинском районе г. Уфы, обращалось также общество "Башкирнефтепродукт".
Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок, принимая во внимание положения Закона "О защите конкуренции" предоставление таких земельных участков должно производиться на торгах.
Таким образом, при наличии необходимости обеспечения соблюдения прав всех лиц, заинтересованных в предоставлении спорных земельных участков, отсутствуют основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления обществу "Башкирнефтепродукт" земельных участков, расположенных на автомобильной дороге М-5 (зеркальные) в районе п. Жилдино (Каменная переправа); на автомобильной дороге "Северный обход" жилого района "Затон" по ул. Ахметова, рядом с домом N 248, в Ленинском районе г. Уфы; по пр. Салавата Юлаева в Октябрьском районе г. Уфы, либо совершения администрацией иных иных юридически значимых действий, влекущих возникновение у данного общества каких-либо прав на данные земельные участки, а также обращения общества "Лукойл-Уралнефтепродукт" с заявлениями о предоставлении земельных участков, расположенных по пр. Салавата Юлаева в Октябрьском районе г. Уфы и по Бирскому тракту в Орджоникидзевском районе городского округа г. Уфа, суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества "Лукойл-Уралнефтепродукт" в данной части.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества "Лукойл-Уралнефтепродукт".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательства и выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2009 по делу N А07-15725/2009 по постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме управления архитектуры от 28.11.2008 N 7-11827/Ю, направленном обществу "Лукойл-Уралнефтепродукт" в ответ на данные обращения, указано, что поскольку количество АЗС на зарегистрированное к концу 2007 года количество единиц автотранспорта в г. Уфе превышает требуемое согласно СНиП 2.07.01-89, строительство дополнительных АЗС не требуется.
...
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
...
Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок, принимая во внимание положения Закона "О защите конкуренции" предоставление таких земельных участков должно производиться на торгах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2010 г. N Ф09-3823/10-С6 по делу N А07-15725/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника